Поиск на сайте

 

 

Увидевшая свет 10 лет назад книга Александра Панарина «Искушение глобализмом» сегодня актуальна как никогда

 

 

Сложность и неоднозначность нынешней жизни заставляют все чаще задумываться над вопросами  «куда мы движемся?» и «к чему придем?». И в поисках ответов на такие, казалось бы, вечные вопросы нередко обращаешься к собственным учителям, чей авторитет безусловен и, вместе с тем, ненавязчив.
Под руку попала книга доктора философских наук Александра Панарина «Искушение глобализмом», поселившаяся в моем книжном шкафу еще со времен написания диссертации.
Последние годы жизни Александр Сергеевич  был заведующим кафедрой политологии МГУ, книга была издана в 2002 году, а в 2003-м Панарина не стало.  Но и сегодня, спустя 10 лет после  выхода книги, я вдруг обнаружила, насколько точно была предсказана ученым траектория развития России.
Глобализм, или глобализация, еще 10 лет назад воспринимался как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Он характеризуется формированием единой мировой сетевой рыночной экономики – геоэкономики и ее инфраструктуры, разрушением национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков.
Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем, считали тогда (да и сейчас так считают) многие философы и крупнейшие политологи.
Александр Панарин выявил и объяснил возникающие в ходе глобализации проблемы, одинаково актуальные для всего человечества. Он попробовал определить статус России в этом новом мире.

 

Об общем
Вот, например, политические события последнего года. Выборы в Госдуму России, президентские выборы. Как много было эмоций, разговоров о  повсеместных фальсификациях  итогов голосования, что вызвало массовые акции протеста.
Как помним,  столь массовое недовольство проявило себя особенно после объявленной  в сентябре  2011 года  политической «рокировки» Путина - Медведева. Больше всего народ, да и каждого из нас, вывело из себя утверждение, что лидеры страны «давно обо всем договорились». Сверим теперь наши ощущения с Александром Панариным, какая там «новая реальность» в эпоху глобализма?
«По мере нарастания тенденций глобализации национальные политические и экономические элиты все меньше прислушиваются к голосу своих избирателей и все больше связывают себя принятыми за спиной народов решениями нового интернационала.
Кажется, и мораль, и обычная логика требуют, чтобы избирателю это объяснили, прямо заявив, что в его услугах больше не нуждаются. Вместо этого ему по-прежнему льстят, называя политическим сувереном, источником демократической легитимности власти».
Нас удивляют сотни тысяч людей на организованном правящей верхушкой митинге на Поклонной? А вот Панарин даже это предвидел:
«Тоталитарная власть не довольствуется одним механическим повиновением подданных, требует от них энтузиазма. Ей мало контролировать поведение – она желает контролировать помыслы граждан, требуя от них безусловной, экзальтированной веры».
Мы не устаем удивляться, почему при должностях остаются многие чиновники, в отношении которых возбуждены уголовные дела. Удивляемся, почему они продолжают существовать, не подчиняясь никаким  законам, а о возможном их наказании за нарушение законодательства вспоминают в последнюю очередь.
Этому не удивляется только Панарин:
«Экономическая власть чувствует себя вполне суверенной там, где четко определено, кому и сколько надо заплатить за любые выгодные ей решения и действия».

 

О частном
Жители Кавминвод  до предела возмущены распродажей курортных земель,  действиями местных администраций, направленными на существенное уменьшение природоохранных зон.
Такие действия  не только влекут за собой последовательное уничтожение курортов, но еще и оказываются выгодными для единого мирового финансового пространства: у нового человека «экономического типа» и новая миссия.
«Эта миссия состоит в том, чтобы все прежние неотчуждаемые ценности, не подлежащие купле-продаже, сделать отчуждаемыми и обмениваемыми. Это касается как ценностей, неотчуждаемых в силу их духовного статуса, так и ценностей, неотчуждаемых в силу их природно-географического статуса. Пока на местах существуют неотчуждаемые ценности, глобальная власть невозможна».
Вы думаете, наших градоначальников интересует что-то, кроме собственного кармана? Наверное, уверены, что они способны  соблюсти  баланс интересов? Панарин так не думает:
«До сих пор все мы жили в условиях многоукладной культуры, где императивы рыночной эффективности и пользы так или иначе дополнялись и корректировались другими, касающимися иных измерений нашего бытия. Сегодня «экономический человек» заявил о себе в качестве тоталитариста, не признающего законных прав других, выступающих с иными мотивами и целями. Последние он объявляет иррациональными и подлежащими полному искоренению».
Вот, например, ставропольская общественность справедливо возмущалась попыткой закрыть факультет искусств Ставропольского государственного педагогического института. Посмотрим,  как  и чем можно объяснить творящееся безумие. Александр Панарин написал:
«Классическая эпоха дала великих просветителей, современная рождает великих манипуляторов и комбинаторов. Манипулировать легче зомбированными и непросвещенными. Вот почему в эпоху глобализма программы массового просвещения свертываются под предлогом их рыночной «нерентабельности».
Нас беспокоит, что наши градоначальники далеки от идеалов честного и образованного человека?   В  таких случаях всегда найдется  подходящий имиджмейкер. Как сказал Панарин, «речь идет о блефующем имиджмейкере-дизайнере, задача которого - продать наихудший товар в наилучшей упаковке».
Когда люди верят в будущее, они доверяются художнику, творческая способность которого обращена к содержанию. Когда речь идет о том, чтобы примирить их с настоящим, художник уступает место дизайнеру, заботящемуся о форме, придающему самым обескураживающим проявлениям настоящего «товарный вид».

 

О личном
Выходит, сколько бы «партия власти» ни говорила о происках  американского Госдепа, вмешательстве Америки в развитие России,  сколь бы ни твердила об особенном пути развития для России, наше развитие, несмотря на все видимые препоны и барьеры, смотрит, невзирая ни на что, только в сторону Запада, стремится в сторону всеобщей глобализации.
«…В политическом отношении эпоха глобализма означает новый феодализм: она хоронит демократию в ее прямом значении политического суверенитета народа, избирающего и контролирующего свою власть, подменяя ее властью международных нотаблей (выдающихся чем-то людей)».
Но как же тогда выжить, как сопротивляться глобальному монстру экономической выгоды? Неужели нам надо назад, в светлое коммунистическое будущее? А ведь казалось, что социализм себя уже давно изжил…
И  в этом мы находим ответ у Панарина:
«Глобальный порядок, как и все остальное в мире, имеет альтернативные варианты и сценарии; наше человеческое достоинство состоит в том, чтобы по возможности отстоять наиболее гуманные и справедливые из них и отбить поползновения нового хищничества, стремящегося прибрать мир к рукам под лозунгом «иного не дано».
А людей с активной жизненной позицией Панарин предостерегает: «Без возрождения духа смелой исторической альтернативы не только худшие будут торжествовать над лучшими. Еще страшнее то, что самые деятельные и пассионарные, вместо того чтобы приближать будущее, займутся реставрацией прошлого».
Cуровая и драматичная эпоха ожидает нас в будущем, предупреждает   Панарин:
«Для будущих соискателей духовной и политической власти, достаточной для того, чтобы нейтрализовать наше безверие и безволие, потребуются люди совсем иной формации – способные к высочайшей самодисциплине, аскетизму и жертвенности».

 

Книгу Александра Панарина «Искушение глобализмом»
читала Елена СУСЛОВА

 

Дмитрий Кокаев07 июля 2012, 14:49

Даже не читая Панарина, правильно понял, что нас ждёт в нашем многострадальном городе Лермонтове после того, как губернатор утвердил мэра города. Посвящаю новому мэру и его команде. Бухлаев. Сменился мэр и всё сначала, А в нашем городе, как встарь Речь мэра пламенно звучала, Жизнь обещал всю на алтарь. Да только речи все не новы, Всех обещаний и не счесть. Дела все ваши бестолковы, Пора и кое – кому сесть.©

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий