Поиск на сайте

 

 

Как автор «Занимательного краеведения», Владимир Гниловской смог каждого школьника превратить в первооткрывателя

Когда вспоминают о Гниловском, непременно упоминают, что он хорошо разбирался в зоологии, палеонтологии, ботанике. Но прежде всего Владимир Георгиевич был географом. Если посмотреть на его главный труд жизни - «Занимательное краеведение», то большая часть книги принадлежит географии, а точнее - физической географии. Гниловской был основоположником школы физической географии и Географического общества СССР на Ставрополье.

Со студенческой парты я прочно усвоил его метод «меловой» географии, когда знающий свой предмет учитель при помощи простых схем на доске кусочком мела мог донести до ученика сложнейший материал. Это теперь модно проводить мастер-классы и презентации, где среди цветных картинок и диаграмм порой ничего невозможно разобрать, поскольку все скачано из Интернета.

Сегодня географию - одну из самых удивительных и увлекательных школьных дисциплин - превратили в скучный предмет. А ведь география - живая! В ней обязательно надо потрогать, пощупать, обмерить, замерить и прошагать.

Нам остро не хватает приключенческой романтики Жюля Верна. К сожалению, учебники пишут ученые, не прибегая к помощи литераторов. Возможно, поэтому за туманными научными определениями теряется живой дух предмета. Современные учебники по географии практически лишены образности и детям малоинтересны. А потому надо соблюсти, как говорят, золотую середину -  и сказать красиво, и научности не потерять.

Гниловскому это удалось, вот почему «Занимательное краеведение» не стареет. Возможно, в нем живет душа великого человека. Как пишущий географ-краевед, я даже представить не могу, сколько времени Владимир Георгиевич провел, работая над  книгой.

Откройте «Занимательное краеведение», найдите главу «Лаборатория юного географа» и сразу поймете, о чем речь.

Владимир Георгиевич, как опытный методист, подводит географов-краеведов к тому, что Ставропольский край в природном отношении - это удивительная территория, которую изучать нужно, важно и просто интересно. Но для этого надо знать, что такое карта, масштаб, азимут и многое другое.

К сожалению, надо признать, нынешние школьники стали слабо разбираться в географической карте, а ведь это - основа основ. Отчасти связано это с сокращением числа уроков географии в школе, отсутствием географических кружков, наконец, с тем, что предмет перестал котироваться.

Спросите у школьников, что такое дальномер, азимут, курвиметр, высотомер, как сделать план местности? И многие лишь пожмут плечами. Не вызывает особого интереса и экономическая география. Если раньше изучались непосредственно заводы, фабрики, проводились экскурсии по предприятиям, то сегодня дается в основном теоретический материал. Не так давно сделана попытка поднять значение географии через всеобщий географический диктант, но как этого мало!

Вернемся к «Занимательному краеведению», где Гниловской показывает некоторые методические приемы. Например, в подразделе «географические весы» мы узнаем, как посчитать площадь края наложением сетки-палетки.

«С помощью масштаба площадей на картах можно определить размеры территории, - пишет автор. - Для таких подсчетов на измеряемую территорию надо нанести карандашом сетку из квадратных сантиметров и подсчитать число полученных квадратов. Наряду с целыми квадратами по краям контура всегда получаются неполные квадраты, половинки и четвертинки. Считать их за целые нельзя, площадь увеличится, а не считать - уменьшится».

Складываем целые квадраты с половинками - результат готов.

Можно сделать географические весы. Их чаши будут уравновешены, если на одну положить вырезанную из картона территорию, а на другую - части других территорий. Географическими весами могут быть самые обычные аптекарские или самодельные коромысловые весы - от этого дело не пострадает, пишет Гниловской.

В 1974 году Владимир Георгиевич разместил на одной чаше весов территорию края, а на другой - Швейцарию, Бельгию и три Люксембурга (тогда в состав Ставрополья входила Карачаево-Черкесия).

Когда не было навигаторов, расстояние по карте надо было как-то измерять, особенно если маршрут пролегал по извилистой линии. И вот колесиком курвиметра мы определяли расстояние в сантиметрах, а потом соотносили с масштабом. Практически каждый советский школьник мог при помощи глазомерной съемки, зная, что такое азимут, вычертить в масштабе план небольшой местности.

Некоторые могут возразить, что это анахронизм при современной технике. Возможно, это так. Но в любом деле важно не только полагаться на готовые ответы, а находить их самим.

Особо значимо в нашей жизни то, что мы сами открыли собственными усилиями и знаниями. Гниловской, понимая это, выступает перед нами, скорее, в роли пытливого ученика, открывшего что-то для себя и теперь с увлечением рассказывающего об этом нам. Он не заставляет нас учить, а зовет за собой в страну нехоженых троп, где каждый, имеющий знания и навыки географа, может сделать большое открытие.

Василий ГААЗОВ,
руководитель ЭКО-центра
«Человек» им. В.Г. Гниловского
при гимназии №25 Ставрополя,
член Русского географического
общества, краевед
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий