Поиск на сайте

 

 

Почему дети придумывают друг другу прозвища?

«Эй, Скелет, привет!» – послышалось в коридоре.
«Привет, Труба!» - ответил «Скелет».
Интересно, вроде есть у человека имя, данное родителями, но на 12-м году жизни он из Леши вдруг превращается в Скелета, из Кристины - в Грушу, из Андрея - в Малого.
Откуда берутся прозвища? Как второе имя вплетается в судьбу? Почему в подростковых сообществах они столь распространены?
Это явление старо как мир. У древнего человека было два имени: одно - настоящее, которое старались как можно реже произносить вслух, боясь, что злые силы могут нанести вред, второе - для общего пользования, им человека не называли, а  «прозывали». Отсюда и название «прозвище».

В современном мире причины появления прозвищ другие: например, стремление сократить фамилию или «поиграть» с ней, отметить характерные особенности человека, пошутить над ним или унизить, поиздеваться.

Я провела опрос в своей школе среди учеников 5-11-х классов. Спросила: «Зачем нужны прозвища в школе?» Вот самые распространенные ответы:

- потому что людей с одинаковыми именами много;
- так удобней общаться, это смешно;
- просто так, для интереса, чтобы скучно не было;
- чтобы отличать друг друга, обращаться не по фамилии;
- потому что это неотъемлемый атрибут молодежной жизни;
- в целях воспитания.

 

Согласно опросу, отрицательные клички в школе преобладают над положительными. Но при этом многим учащимся нравятся прозвища, они считают, что без них не обойтись.

Каждое «второе имя» несет какую-то информацию, оно преображает человека, делает его интересным, даже тайным для маленького общества. Есть даже мнение, что если у человека нет прозвища, то в нем нет изюминки.

Придумывает прозвища негласный лидер, которому детским сообществом выдана своего рода лицензия на присвоение прозвищ. Попытки всех остальных придумывать прозвища, как правило, оканчиваются неудачей.

Весьма популярно «имя-творчество» на основе фамилий. Так, Зайцев становится Зайцем, Ташкина превращается в Ташкент, Семенова откликается на Семечку, а Котляров - на Котлету. Играют подростки и с именами, переименовывая, к примеру, «заурядного» Юру в Ерика, Юлю - в Юльчу, а Женю - в Жентоса.

Одни из самых древних и поныне распространенных прозвищ связаны с внешним видом человека.  Не случайно Толковый словарь Ожегова объясняет понятие «прозвище» как «название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».

Что-то милое, вроде Белоснежки, прозванной так за очень светлые волосы, встречается здесь очень редко. Обычно это неприятные прозвища, подчеркивающие физические особенности владельца и ранящие его: Мелкая, Толстый, Рыжий, Лысый, Косой, Зубастик, Чебурашка...

У мальчика «плоское» лицо - он становится Ландшафтом. Высокий рост - назовут Жирафом. За неповоротливость наградят кличкой Пингвин или Тюлень. За худобу нарекут Печенюшкой, Соломинкой, Кощеем. Не жалуешься на аппетит? Обзовут Булочкой, Пирожком или Кабачком.

Реже основой прозвища становятся внутренние качества подростка. Например, для Танка, Кита и Медведя характерны сила, мощь и здоровье. Независимым характером отличается Кобзонка, чью фамилию скрестили со словом амазонка. Истеричкой прозвали девочку, которая часто кричит, нервничает. Сухарем – черствого парня, неспособного откликнуться на чужую беду.

В общем, каждая кличка создает определенный образ, несет эмоциональную окраску, и может даже менять отношение к человеку. Это чрезвычайно важная часть мира детей, сложная, уникальная система. Она может отмечать тех, кого отвергает детская группа, или, напротив, обозначать сплоченную команду, члены которой обладают привилегией величать друг друга особыми именами.

Прозвище подчеркивает в человеке что-то особенное, какую-то его черту характера, внутренние и внешние  качества, его жизнь. Это своего рода отличие от всех остальных, тем более внутри такого небольшого коллектива, как школьный класс.

Я считаю, что прозвища, как и имена личные, влияют на человека. Ведь недаром говорят: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Так же и человек: как назовешь, так он и будет жить дальше.

Давайте давать друг другу добрые имена!

Александра ГОНЧАРОВА,
ученица 8 класса
средней школы №12
Новоалександровск
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий