Поиск на сайте

 

Необычные бронзовые изваяния французского мастера Бруно Каталано потрясают воображение зрителей всего мира. Своими  впечатлениями поделилась и журналист «Открытой»

 

На Новый год друзья, живущие в Европе, подарили мне электронную скульптуру голландского живописца Винсента Ван Гога. Увиденное поразило меня. Захотелось поближе познакомиться с творчеством автора этого совершенно очевидного шедевра – французским скульптором Бруно Каталано.
Его имя не мелькает в прессе, не крутится на олимпе славы. Но работы мастера сегодня знает любая уважающая себя французская семья. Популярен Каталано и в других странах Европы, в США, Китае. Его скульптуры разошлись по частным и публичным коллекциям, их можно увидеть в самых престижных галереях Парижа, Куршевеля, Нью-Йорка. Российская аудитория только начинает знакомиться с творчеством Каталано.
Информации о личности скульптора в Интернете немного. Даже его сайт, весьма скромный по дизайну, столь же скромно умалчивает о мастере, его биографии, личной жизни, умонастроении. В этом я убедилась, сделав перевод страничек сайта с французского языка на русский.
Родился Каталано в 1960 году, в 1990-м профессионально занялся скульптурой и прославился благодаря этим самым «рваным» бронзовым персонажам из серии Les Voyageurs («Путешественники»). Среди них особым вниманием публики и критики как раз и пользуется работа «Ван Гог».
Особенность всех скульптур данной серии в том, что они обладают вполне человеческим качеством – меняются в соответствии с окружающей обстановкой, наполняясь тем или иным содержанием. 
Каталано выпустил «в свет» уже несколько сотен «путешественников». Они стоят, сжимая в руках сумки, кейсы, чемоданы, устремив задумчивый взгляд куда-то вдаль, и готовятся отбыть в пункт назначения. При этом каждый персонаж – не цельная, монолитная фигура: у всех отсутствует средняя часть туловища!
В крупных торговых центрах, на улицах Парижа, в Альпах и на фоне морского пейзажа такие «рваные» «вояжеры» выглядят весьма любопытно и многозначительно. Через пустоту в теле, например, бронзового делового человека можно с равным успехом увидеть стену музея (фото 2) и ретроспективу местности – таинственный заход солнца в Сене, заснеженные Елисейские поля или бродячих музыкантов. Достаточно только выставить скульптуру за пределы помещения, и каждый естественный «кадр» в его теле будет побуждать зрителя к размышлениям. 
Например, о том, что же хотел сказать этим очень сложным техническим приемом автор? Ведь скульптуры, при всей их видимой воздушности, оторванности от земли и реалий, крепко стоят на ногах. Верхняя часть «тела» того же бронзового Ван Гога конкретно висит в воздухе, но при этом умудряется еще и держать в руке увесистый саквояж!
Скульптор, что совершенно очевидно, необычный человек. Однако одной любовью к творчеству он явно не ограничивается. И знанием законов физики – тоже. Тут с сопроматом надо дружить, технологию конструкционных материалов знать, чтобы изготовить эдакое. А философия формы и содержания – лишь приложение, хотя и очень серьезное, ко всей этой механике.
Можно лишь предполагать, какие умозаключения вкладывал автор в свои «рваные» композиции. Возможно, глядя сквозь тело изваяния, он побуждал зрителя увидеть покинутые края и понять, что заставило его отправиться в дальний путь? Или задуматься над вопросом, все ли мы так пусты внутри? И что это за пустота – готовность к новому или отсутствие стержня и ущербность?
Или это намек художника на то, что современные динамичные, вечно куда-то спешащие люди только и представляют собой, что ноги, голову и чемодан, без целостности внутри, без ощущения внутреннего дома…  
Я оставила на сайте французского скульптора Бруно Каталано заявку на интервью. Может быть, повезет пообщаться с мастером в виртуальном интернет-пространстве и получить ответы на эти, отнюдь не праздные, вопросы.

 

Елена САРКИСОВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий