Общественность Ставрополья замерлав ожидании ответа на главный вопрос.
Ставропольская краевая дума в минувший четверг, на последнем перед каникулами заседании, утвердила нового прокурора региона. Им стал 47-летний Анатолий Богданчиков, который последние девять лет был первым заместителем прокурора Алтайского края.
Биография Богданчикова известна в деталях. Он родился в 1969 году в поселке Силантьевка Кустанайской области Казахстана, после школы устроился работать на станкостроительный завод, затем служил в армии. Вернувшись на «гражданку», быстро двинулся вверх по комсомольской лестнице: сначала инструктор отдела агитпропа, затем заведующий идеологическим отделом, первый секретарь райкома комсомола...
В 1992 году устроился работать в аппарат райсовета народных депутатов. Параллельно учился на юрфаке Алтайского государственного университета, который окончил в 1995 году и перебрался в Барнаул. Первая работа «при погонах» – следователь прокуратуры Октябрьского района Барнаула, потом прокурор Калман-ского района Алтайского края, Ленинского района Барнаула...
Наконец, в феврале 2007 года был назначен прокурором Барнаула, а спустя полгода пошел на повышение, став первым заместителем прокурора Алтайского края. Еще спустя год ему было присвоено звание «Почетный работник прокуратуры РФ», а в 2010-м – звание «Государственный советник юстиции 3-го класса» (соответствует воинскому званию генерал-майора).
Судя по данным официальной декларации о доходах, Богданчиков в 2014 году заработал 5,1 млн. рублей, а в прошлом году – 2,5 миллиона. Вместе с супругой и несовершеннолетним сыном владеет жилым домом площадью 326 кв.м и земельным участком в 821 «квадрат», пять лет назад приобрел внедорожник Toyota Land Cruiser 200.
Чтобы представить нового прокурора Ставрополья, на заседание краевого парламента приехал заместитель генерального прокурора Иван Сыдорук (он курирует регионы Северного Кавказа).
Вопрос об утверждении главы надзорного ведомства был внесен в повестку дополнительно, всего за два дня до заседания. Депутаты рассмотрели его практически без обсуждения, проголосовав «за» назначение Богданчикова единогласно.
Теперь кандидатура Богданчикова должна пройти через «сито» Управления администрации президента по вопросам госслужбы и кадров, а затем в качестве прокурора его утвердит своим указом Владимир Путин. Как правило, все согласования назначенцев такого уровня занимают около месяца.
Сейчас временно исполняет обязанности краевого прокурора его первый заместитель Эдуард Мухаметов, назначенный всего полгода назад. До перевода на Кавказ Мухаметов более двадцати лет проработал в Иркутской области и, естественно, ситуацию на Ставрополье пока представляет слабо.
Юрий Турыгин сейчас ушел в отпуск, после которого, как сообщил краевым депутатам Иван Сыдорук, ему будет предложена «должность с более крупным объемом работы». По мнению источников «Открытой», Турыгин вернется обратно в Екатеринбург, где родился, учился и работал в органах прокуратуры вплоть до 2007 года.
В Свердловской области сейчас продолжают жить две его взрослые дочери, и сам Турыгин последние годы очень часто бывал в Екатеринбурге.
По одной из версий, экс-прокурор Ставрополья может возглавить один из крупнейших в стране Уральский государственный юридический университет (УГЮИ). Именно здесь с 1972 по 1976 год Турыгин учился, его однокурсником был будущий генеральный прокурор Юрий Чайка, с которым его с тех пор связывают дружеские отношения.
Вторая версия – назначение Турыгина заместителем генерального прокурора, курирующего регионы Уральского федерального округа (УрФО). В пользу этой версии говорит то, что скоро закончится пятилетний срок пребывания в должности нынешнего куратора УрФО, заместителя генпрокурора Юрия Пономарева, который ранее возглавлял надзорный орган Свердловской области.
Еще одно подтверждение этой версии – то, что незадолго до ухода Юрия Турыгина со ставропольского поста его тесть Владислав Московских, работавший прокурором Чкаловского района Екатеринбурга, был переведен на работу в Ханты-Мансийский округ (ХМАО). Вероятнее всего, это было сделано, чтобы не допустить возникновения конфликта интересов в связи с возможным возвращением Юрия Турыгина на работу в Свердловскую область.
Юрию Турыгину 64 года, а в соответствии с недавно принятыми поправками к федеральному закону «О прокуратуре» предельный срок службы в надзорных органах продлен до 70 лет. Пятилетний срок полномочий Турыгина на посту прокурора Ставрополья истекал в конце октября, чтобы быть переназначенным на новый срок, он был обязан пройти плановую аттестацию. И, выходит, что еще до ее начала и ушел в отпуск, пока решается вопрос с его новой работой.
В общем, прокурорскую ротацию на Ставрополье формально можно считать плановой. Хотя и произошла она, как недоумевали краевые депутаты в кулуарах пленарного заседания думы, на «финишной прямой» столь горячих выборов в Госдуму, за законностью которых и призвана следить прокуратура Ставрополья.
Впрочем, как показывали предыдущие избирательные кампании, надзорный орган даже на самые явные нарушения закона, обилие «черного пиара» и откровенные провокации кандидатов реагировал вяло.
Прокуратура Ставрополья в бытность Юрия Турыгина оставалась органом, закрытым для общественности. Практически прекратил деятельность Общественный совет по защите прав предпринимателей, созданный при надзорном органе еще в 2008 году.
По каким причинам менялись прокуроры в муниципалитетах Ставрополья, жителей края также не считали нужным информировать. Отчасти по требованиям плановой (раз в пять лет) ротации. Но порой кадровые изменения проходили на фоне скандалов.
Так, в сентябре 2014 года лишился должности один из «долгожителей» – прокурор Минераловодского района 57-летний Иван Афанасов (младший брат Михаила Афанасова, сенатора от правительства Ставрополья). Вынужденный уход прокурора на пенсию произошел вскоре после вызвавшего всероссийский резонанс нападения хулиганов на районную больницу, в результате которого погиб один из пациентов.
Избегавший публичных скандалов, Юрий Турыгин в ноябре 2013 года поспешил уволить своего старшего помощника по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Курбангали Шарипова.
Произошло это после того, как прокурор предложил изъять из школьных библиотек книги Сергея Есенина и Владимира Набокова... якобы пропагандирующие мистику и разврат.
О кадровой политике в ведомстве Юрия Турыгина позволяет судить и такой факт. В мае 2013 года на окраине Ставрополя наряд ДПС остановил внедорожник Lexus с «красивым» номером. За рулем оказался пьяный 23-летний помощник прокурора Александровского района Евгений Миронов.
В итоге дело завели на гаишника, который осмелился отобрать у «мажора» права и эвакуировал его машину на штрафстоянку. Как можно догадаться, Миронову все с рук сошло, ведь его мать – главный врач военно-врачебной комиссии при районном военкомате.
В центре скандала оказывались и первые лица надзорного органа, в частности первый заместитель прокурора края Василий Щербаков (а также члены его семьи – дочь и бывшая жена, которые активно пользовались должностными полномочиями высокопоставленного родственника).
На страницах «Открытой» в июле 2015 года владелец торговой сети «Атлетика» Юрий Писаренко рассказывал, как Щербаков «прессует» его семью и бизнес, преследуя личные интересы.
Вообще, Турыгина трудно назвать реформатором. Вряд ли «реформой» можно считать появление в апреле 2013 года городской прокуратуры Ставрополя. Тем более что она была воссоздана после своей ликвидации в 2002 году.
Новый орган был призван надзирать за органами местного самоуправления Ставрополя (городской думой и администрацией), а также за городским избиркомом и управлением МВД и координировать работу трех районных прокуратур в краевом центре.
Ни одна из прокуратур районов не отметилась сколь-либо значимыми делами на поле борьбы с коррупцией. Более того, ряд прокурорских работников становились антигероями журналистских расследований «Открытой» о крышевателях криминального бизнеса – строительного и жилищно-коммунального.
Городская надзорная структура также не прибавила эффективности прокурорскому надзору в Ставрополе, погрязшему в коррупции. Как не было, так и нет порядка в самых проблемных отраслях – ЖКХ, землепользовании, градостроительстве, где реальная работа подменяется имитацией и отписками.
Ставрополье всегда было в фокусе внимания Генеральной прокуратуры как регион с сильнейшими коррупционными «традициями». Так, еще в 2012 году Иван Сыдорук на одном из совещаний устроил разнос прокуратуре Ставрополья за бездействие при «разбазаривании» курортных земель Кавминвод.
И, словно в насмешку, заместителями главы краевого надзорного ведомства вскоре были назначены прокуроры Пятигорска Александр Гуськов и прокурор Кисловодска Александр Тыльченко, как раз и допустившие разгул «земельной мафии».
Зато в ответ на критику Генпрокуратуры Юрий Турыгин отчитался: мол, через суд прокуратура Ставрополья добивается расторжения договоров купли-продажи участков и отмены разрешений на строительство, выданных без обязательной экологической экспертизы (причем две трети нарушений, по словам Турыгина, приходились на Пятигорск).
В некоторых случаях, чтобы доказать незаконность продажи курортных земель, прокуратуре приходилось идти до Высшего арбитражного суда РФ. Так было, например, в случае со швейной фабрикой «Машук» в Пятигорске и еще несколькими более мелкими предприятиями в других городах.
Но когда прокуратура Ставрополья сталкивалась с противодействием высокопоставленных нарушителей земельного законодательства, она пасовала.
Вот самый известный пример. В марте 2012 года краевая прокуратура через суд потребовала от администрации Пятигорска отменить договор купли-продажи земельного участка площадью 5,5 гектара в Горячеводске, на котором находится ЗАО «Терский казачий рынок».
Судья наложил арест на спорный участок. Казачья верхушка ответила наглым вызовом и даже угрозами устроить пикет под окнами кабинета Турыгина. После этого прокуратура исковое заявление из Пятигорского горсуда отозвала, ничего не объясняя общественности. Надула было щеки, да не сдюжила?!
Ничем не завершались и другие попытки прокуратуры Ставрополья выступать на стороне законности в громких делах, зато где маячили фигуры больших людей. Не удалось вернуть в государственную собственность ни международный аэропорт Минеральных Вод (прокуратура вела судебную тяжбу в интересах правительства Ставрополья больше года с новыми владельцами, за которыми стоял сенатор Арсен Каноков), ни ФГУП «Колхоз-племзавод «Большевик» в Ипатовском районе (его контролировали структуры крупного бизнесмена Имали Надуева, ныне обвиняемого в нескольких заказных убийствах и объявленного в международный розыск).
Безрезультатно пыталась прокуратура Ставрополья ликвидировать незаконный песчано-гравийный карьер на горе Дубровка в Предгорной районе (по непроверенным данным, его контролируют родственники сенатора Михаила Афанасова).
Так же безуспешно добивалась прокуратура возбуждения уголовного дела в отношении экс-прокурора края, а ныне депутата Валерия Калугина (он в ноябре 2012 года стал виновником аварии, в которой погиб мужчина).
Ничего не вышло у «надзорников» с требованиями отставки вице-премьера краевого правительства, министра экономики Андрея Мурги и главы Минеральных Вод Сергея Перцева: проверка выявила в их работе множество коррупционных нарушений (в частности, оба представили «липовые» декларации об имуществе и доходах).
Если верить отчетам и докладам, то под руководством Юрия Турыгина прокуратура Ставрополья год от года работала все эффективнее. За три года надзорное ведомство выявило почти 340 тысяч нарушений федерального законодательства (в том числе почти 15 тысяч, связанных с противодействием коррупции), привлекло к дисциплинарной и административной ответственности 70 тысяч должностных лиц, по инициативе прокуроров было возбуждено 1300 уголовных дел и подано в суды 30 тысяч исковых заявлений.
Выявлено и восстановлено на учете почти 12 тысяч преступлений, укрытых МВД и Следственным комитетом (среди них и особо тяжкие – убийства, изнасилования, торговля наркотиками).
Если верить бравурным докладам, прокуратура зорко следит и за сферой ЖКХ: за три года «надзорники» выявили более 30 тысяч нарушений закона, выдали более 6 тысяч представлений и предписаний и подали в суды более 3 тысяч исковых заявлений.
По отчетам прокуратуры, удалось вернуть гражданам 60 млн. рублей, незаконно уплаченных коммунальным монополистам (а по сути, похищенных).
Да вот парадокс: пафосный трезвон никак не сказывался на жизни ставропольцев, которые все так же продолжают бомбить федеральные структуры жалобами на коррупционеров и монополистов. Тем более что жаловаться в прокуратуру ставропольцы считают бессмысленным – отписки и имитация надзорной деятельности стали фирменным почерком ведомства Юрия Турыгина.
Скажем, два года назад прокуратура через Верховный суд добилась отмены незаконно утвержденных нормативов электроснабжения на ОДН (они были утверждены с нарушениями требований Жилищного кодекса РФ). При этом, однако, нормативы на водоснабжение, водоотведение и отопление Юрий Турыгин оспаривать по какой-то причине не стал.
После решения Верховного суда почти полтора года министерство ЖКХ края даже и не думало разрабатывать новые нормативы, создавая плодотворную почву для коммунальных стервятников.
Ибо в отсутствие законных нормативов было невозможно посчитать сверхнормативное потребление услуг, а значит, полная их стоимость ложилась на плечи управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК. А это десятки и сотни миллионов рублей в масштабах края. Но на этот факт прокуратура никак не отреагировала!
За годы работы Юрия Турыгина Ставрополье уже пять раз посещали его непосредственные руководители – Юрий Чайка и Иван Сыдорук. И дважды (в январе 2014 года и апреле 2015 года) именно на Ставрополье они проводили совещания по проблемам ЖКХ на Северном Кавказе.
Выводы звучали неутешительные: коммунальные тарифы формируются непрозрачно, растут потери в инженерных сетях, незаконно обирают жителей управляющие компании и естественные монополии (они практикуют манипуляции с абонентскими базами и приписки жителям фиктивных долгов)...
Однако, несмотря на внимание к этой сфере на самом высоком уровне, в ставропольской коммуналке ничего не меняется! Свежий пример – это ГУП «Крайводоканал», где недавно завершилась прокурорская проверка. Причем на сей раз проверку инициировал лично президент Владимир Путин, которому на форуме «Народного фронта» ставропольские журналисты доложили о проделках гендиректора государственного предприятия Владимира Вдовина (за счет ГУПа купил себе особняк за 17 млн. рублей).
Выяснилось, что тарифы на услуги «Крайводоканала» на 2016 год были утверждены незаконно: в стоимость воды включали «левые» расходы на аренду земли, покупку автомобилей, оплату процентов по банковским кредитам, да и просто на прихоти руководства (вроде покупок дорогущих «айфонов»). И все это оплачивало население!
Напомним, что тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2016 год были утверждены еще в прошлом ноябре постановлением председателя Региональной тарифной комиссии (РТК) Константина Шишманиди. Вот и возникает вопрос к прокуратуре: будет ли она требовать наказания сотрудников тарифной комиссии и отставки Шишманиди?!
Почему грубейшие нарушения обнаружились только сейчас, когда население уже полгода платит по заведомо завышенным тарифам?!
И главное, будут ли пересмотрены тарифы, а гражданам возвращены переплаченные (читай: украденные) деньги?!
Хватит ли у прокуратуры Ставрополья воли, чтобы провести такие же проверки в других естественных монополиях?! Ведь наивно полагать, будто нарушения были лишь в ГУП «Крайводоканал». Внимание именно к этому предприятию удалось привлечь, по сути, случайно – лишь только после окрика президента, отреагировавшего на скандальную новость о 17-миллионном особняке.
Только «Открытая» более сотни публикаций посвятила нарушениям в работе жилищно-коммунальных предприятий! Мы подробно рассказывали о незаконных схемах, которые практикует ОАО «Ставропольский городской расчетный центр», о полном провале программы капремонта в крае, о бесчинствах управляющих компаний в Ставрополе и других городах... И, как водится, в ответ – тишина!
Два года лежит без движения в прокуратуре Ставрополья коллективное заявление членов регионального центра «ЖКХ-контроль» (ныне подмененного незаконно созданной при министерстве ЖКХ одноименной структурой) по фактам преступлений в коммунальной отрасли края.
В письме были названы конкретные факты, суммы, фамилии должностных лиц, приведены документальные доказательства. Заявление о преступлениях было «замылено» именно руководством прокуратуры, от которого заявители так и не получили ответа. Что это означает – читатель поймет сам.
Комментарии
Вот Вам и исправный служитель коррупции - Турыгин! Не удивительно,что ОН пойдёт на повышение! Сокурсник Чайки, о каком "государевом Оке" мы говорим? ОПС-если можно назвать по-другому...поправьте!
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Что называется - сняли с языка. Именно так и именно такие идут на повышение
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Вся эта мышиная возня под названием прокуратура надоела! Где посадки??
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Считаю, что особенных перемен ждать нечего, поскольку, свою трудовую деятельность Богданчиков начал не сразу из юридического вуза, а с работы в комсомоле и далее по другой политической стезе. То есть, он человек системы.
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Меня тоже всегда смущает когда в вуз поступили через несколько лет, учились заочно, комсомол, слесарь, сержант и т.д. На таких должностях все таки должны быть люди с хорошим образованием и окончившие хороший ВУЗ. Конечно, честность и порядочность никто не отменял.
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)"... он человек системы"-.Да хоть с чего начни трудовую деятельность- карьерному росту способствует "система"! Не вписался в требования системы- никакой карьеры - не видать! Инакомыслящий даже должности юрисконсульта не получит!
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Прохожему. Где посадки?? Так это к прокуратуре!!
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Да мы и не обольщаемся. Вместо одного отписонщика сядет другой отписонщик, кормушки переделят - вот и всё.
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Я ошиблась. Это не просто новый "отписонщик" - все гораздо хуже. А мы-то думали, что хуже некуда
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Добавить комментарий