Поиск на сайте

 

На главном телеканале страны закончился сериальный фильм «Таинственная страсть» о поэтах-шестидесятниках по роману Василия  Аксенова.

Удовлетворил ли наше любопытство фильм? Можно сказать, что вполне, считает наш читатель

Эпоха хрущевской оттепели была настоящей эпохой Вдохновения космического масштаба. В нашем представлении  поэты-шестидесятники - мечтательный  студенческий народ, сплошь романтики-идеалисты, свободные творцы,  стиляги  и вершители мод, обласканные властью.

Удовлетворил ли наше любопытство фильм? Можно сказать, что вполне. Эпоха передана зеркально, хотя кое-где в деталях сгущены краски (как всегда чересчур убогий быт коммуналок, даже дверь у непьющих родителей героини обшарпанная донельзя).

Кадр из фильма


Вот только название фильма озадачило, и зрителю пришлось гадать,  к чему  же у героев таинственная страсть. К  алкоголю ли - где спиртное рекой, или  к тайной  любовной связи женатого  героя к замужней даме, не сумевшей развестись с мужем, чтоб разрешить тем самым проблему счастья с любимым?

А ведь название оказалось всеобъемлющим.  Как разъяснила вдова Вознесенского Зоя Богуславская  после фильма, на встрече актеров у Малахова,  у Аксенова   главная таинственная страсть  -  к писательству, сочинительству! Это тот вдохновенный порыв, заданный временем первооткрывателей космоса, который и сделал талантливых поэтов-шестидесятников впоследствии классиками.

Жаль, что в фильме эта  страсть  не показана столь убедительно, как тяга к спиртному или тайная  любовь главных героев. Разве что на примере  поэта Бродского да спешного наброска стихотворения  Евтушенко на бланке телеграммы. Хорошо, что звучали  вдохновенные  стихи поэтов-шестидесятников и песни Окуджавы, Высоцкого. За это отдельное спасибо авторам фильма.

Но если  вернуться к стихам Беллы Ахмадулиной «По улице моей который год...», то в третьей строфе есть строки, обращенные к  уходящим друзьям:

Ну что ж, ну что ж,
               да не разбудит страх
Вас, беззащитных,
              среди этой ночи.
К предательству
              таинственная страсть,
Друзья мои,
                туманит ваши очи.

 

Стихотворение написано еще в 1959 году, когда уже была травля Пастернака. О каком же предательстве поэт говорила и почему это слово не закавычено, догадайтесь сами.

Лишь Ахмадулина и Евтушенко первыми выступили против травли (за что и были исключены из Литинститута). Да и Вознесенский в статье «Ах, шестидесятые...» писал, что после его злополучного выступления в Кремле, брани Хрущева, около него «сразу образовалось пустое место, недавние приятели  отводили глаза, испарялись».

Лишь Владимир Солоухин пытался «заговорить нервы, приговаривал: «Ведь это вся мощь страны стояла за ним - все ракеты, космос, армия - все это на тебя обрушилось. А ты, былиночка, выстоял. Ну ничего».

А чьи очи туманила «к предательству таинственная страсть» уже после Пастернака, в конце 60-х и 70-х, когда появился Высоцкий среди вышеупомянутых поэтов?   По фильму все друзья сочувствуют Ваксону и выручают его в трудных ситуациях. Только в финале  его и Тушинского разводят по  разные стороны одновременно - одного высылают из страны, другому дают отпуск в Америку, дабы «посеять  раскол» в среде творческой талантливой молодежи.

Выходит, банально - кагэбэшники и ответственные работники, что мешали свободно жить и самовыражаться писателю. У них своя таинственная страсть. Они главная движущая сила, запрещавшая печатать  правду, т.е. «антисоветчину».

 Сам сериал очень интересен и увлекателен, герои симпатичны, отчаянны и бесшабашны. Их души обнажены и открыты, и им сочувствуешь всей душой.  Понятно, что по мотивам романа и что имена изменены и, значит, не ищите прямого попадания событий и сходства героев.

С одной стороны, это прекрасно сыгранные роли всех поэтов и писателей, особенно симпатичны они  у Филиппа Янковского и Чолпан Хаматовой - как открытия - радостно узнаваемые Евтушенко и Ахмадулина.

Герой романа - Ваксон, он же Василий Аксенов - дан в двух возрастных образах,  мудрые комментарии и умозаключения старшего удачно дополняют развитие фильма.

Но  первая серия несколько озадачила: сцен застолья больше, чем стихов. Во второй серии - стихи звучали чаще, что, несомненно, порадовало, однако и выпитого немало. Если посчитать, сколько раз в течение сериала собираются герои фильма, чтоб откупорить бутылки, собьешься со счета.

Кадр из фильма


Простому обывателю может показаться: мол, сплошные гулянки-пьянки у этих писателей-поэтов, тогда как народ строил в поте лица ракеты, заводы и пятиэтажки, почти не зная праздников.

Но  миф о пьянстве, поданный как  очевидность в фильме,  слава Богу, развеяла Зоя Богуславская, сказав, что собирались вместе поэты очень и очень редко.  «Вопреки  легенде мы  не так часто выступали вместе, - писал  Вознесенский  в той же статье. - Аудитории у нас были разные, да и жили мы каждый по-своему. Общими были  страсть страны, воздух надежд, люди, верящие в нас, творческий взлет 60-х».

А вот  взаимопомощь и взаимовыручка, несомненно, были, как и любовные романы.

Ровесников той эпохи не могут не задеть оскорбительные фразы главного героя Ваксона (актер Алексей Морозов) в адрес страны: «Пью за то, чтоб это государство умерло. Пусть скорей сдохнет СССР!», а также Хрущева, несколько раз с нескрываемой злостью названного им «хряком».

А ведь это государство дало им все блага. На один гонорар можно было жить весь год. Понятна  обида героя романа, которому строили козни и мешали  счастью воссоединения с любимой женщиной (прекрасно сыгранной Юлией Пересильд).

Их связь оставалась страстью таинственной. Хотя разводы в стране той поры уже были обычным делом, и героиню ничто не держало, не то что Анну Каренину в свое время. Но, может, преследований мужа можно было  избежать, оформив отношения, по-человечески мирно с ним договориться и уехать  в Ленинград, например, или на родину?

Злость  героя по отношению к  государству, а стало быть, к Родине, вызывает отталкивающее впечатление, как и любое зло. «Плоха та птица, что свое гнездо хает», - напомнит пословица. В конце концов герой не по своей воле, но все же отбыл за рубеж с любимой женщиной, стал там печататься и жил счастливо. Но почему же тогда вернулся? - звучит  в финале фильма. «Глупый вопрос», - был ответ Аксенова. И в нем есть оправдание! Как и многих вернувшихся «оттуда».

Любовь к родной земле  тоже их таинственная страсть.  Родина для них всегда оставалась  Родиной, хоть и вела себя порой, как мачеха. Права народная мудрость: «За морем теплее, а у нас веселее», «И кости по родине плачут».

Читаю воспоминания  Вознесенского, где нет ни тени мести, как у Аксенова. «Через год, будучи на пенсии, он (Хрущев) передал мне, что сожалеет о случившемся и травле, потом последовавшей. Я ответил, что не держу на него зла. Ведь главное, что после 56-го года были освобождены люди...

Спасибо 60-м годам за духовный подъем, за то, что освободили и реабилитировали людей. Повторяю, это основное».

P.S.

Вызывает восхищение такт и мудрость Зои Богуславской по отношению  к  фильму, чего не скажешь об авторах, обнаживших  при живой вдове факт измены мужа, будь хоть он и она под вымышленными именами.
Спасибо Малахову, что пригласил писательницу на передачу, иначе бы «таинственная страсть» так и осталась бы для  многих зрителей просто тайной страстью.
 
Елена НИКИФОРОВА
(Специально для «Открытой»)

 

Об авторе:

Елена Никифорова родилась в ауле Адыге-Хабль (Карачаево-Черкесия). Школу окончила в 1970 г. в с. Благодатном Ставропольского края, в 1975 году - Ставропольский государственный педагогический институт, историко-филологический факультет, по специальности  учитель русского языка и литературы.
Педагог высшей квалификационной категории. Общий трудовой стаж (35 лет) разнообразен, как и география проживания (Азербайджан, Германия, Дальний Восток).
С 2004 года по сентябрь 2016 работала в Ставропольском Дворце детского творчества, руководила объединением «Юные корреспонденты»,  редактировала детскую газету «Я-ставрополец!»
Сейчас живет в с. Московском.

Наша справка:

Шестидесятники - прослойка советской интеллигенции, заявившая о себе в эпоху «оттепели» после разоблачения культа личности Сталина.
Среди них были как «физики», так и «лирики» - представители научно-технической и гуманитарной интеллигенции, но заметнее всего шестидесятники проявили себя в литературе.
Сам термин «шестидесятники» возник после того, как в журнале «Юность» в 1960 была напечатана одноименная статья Станислава Рассадина.
После снятия с должности Хрущева последовало ужесточение режима внутри страны, обострение международной обстановки, что для шестидесятников стало настоящей трагедией. Обострились отношения между властью и свободомыслящими художниками. Многие из шестидесятников приняли участие в диссидентском движении, но большинство по-прежнему сохраняли веру в социализм.
Шестидесятничество как художественное течение перестало существовать уже к середине 1960-х годов, а его представители пошли разными творческими путями. Некоторые эмигрировали.
Наиболее известные имена шестидесятников: Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Борис Чичибабин, Евгений Евтушенко, Новелла Матвеева, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Юлий Ким, Александр Солженицын, Андрей Битов, Василий Аксенов, Аркадий и Борис Стругацкие, Владимир Войнович, Юрий Визбор, Юрий Трифонов.
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий