Поиск на сайте

 

Лучшим педагогам КМВ предстоит опробовать в своих школах то, что они узнали на семинаре от Михаила Казиника  –  одного из самых эрудированных людей нашего времени 

 

 

Он предложил учителям новую методику образования - отказ от клипового сознания и овладение ассоциативным мышлением 

Михаил Казиник… Искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, актер, драматург, просветитель… Один из самых эрудированных людей нашего времени, живущий сейчас в Швеции. До сих пор не верится, что он просто взял и приехал в Пятигорск, откликнувшись на частное приглашение. 

В первый день дал концерт «Тайные знаки культуры» в Театре оперетты, во второй там же – провел авторский семинар для лучших педагогов КМВ под названием «Школа нобелевских лауреатов». 

Однажды, рассказывал он слушателям, его пригласили в качестве эксперта на концерт для нобелевских лауреатов (накануне торжественного награждения в Стокгольме для них устраивают вечерний концерт). Каждого лауреата он спрашивал: «Что у вас в детстве было с музыкой?» И оказалось, что все они учились музыке, играли на инструментах, слушали великую музыку. Они подтвердили убеждения Казиника, что в музыке скрыты все формулы научных знаний, все тайные коды. 

Казиник предлагает новую методику для школ - комплексно-волновые уроки ассоциативного мышления. Школа должна быть школой Моцарта, Шопена, великих тайн Гоголя и Пушкина, великих картин. 

При этом Казиник не советует ломать старую школу, пока цель семинара для педагогов – чтобы они хотя бы один урок провели в обычных школах по его методике, попробовали сами парадоксально, по-нобелевски мыслить и добиться этого от детей. 

Кто присутствовал на семинаре, согласится, что это был интеллектуальный аттракцион, с музыкой, стихами, разыгрыванием пьески. И учителя, сначала серьезные, зажатые, в конце семинара оказались на высоте, придумывая оригинальные темы для уроков, проявив при этом умение парадоксально мыслить и актерские способности. 

Ниже – выдержки из его блестящих монологов перед журналистами и учителями. 

- Я - кризисный менеджер общеобразовательной школы. Она сейчас так оторвана от жизни, что становится просто страшно.


Оценка системы образования - советской и современной - по Библии (по плодам их узнаете вы) 

Вы спрашиваете, как я отношусь к советской системе образования? Это тот редкий случай, когда хочется процитировать Библию: «По плодам их узнаете их». Мы видим сегодня бывший советский народ, который закончил хваленые советские школы. 

И этот бывший советский народ можно так легко зомбировать, одурачить и отупить, что все остальные народы не могут понять, что это с ним случилось? Эти дети проходили, например, систему Кабалевского в музыке. И по плодам этой системы мы узнаем ее - у нас самые пустые в мире залы филармоний. 

Я бы рад вместе с вами пропеть аллилуйю советской школе, в которой я учился (и у нас был ряд интеллигентных учителей), но с возрастом я стал понимать, что школа подменила понятия. Она подменила любовью к КПСС любовь к стране, подменила любовь к литературе необходимостью отвечать на вопросы, авторы которых рядом с Пушкиным не стояли! 

Сейчас в стране обстановка своеобразная. Это все равно, что спросить человека, что он больше всего любит (винегрет, котлету и варенье с чаем) и подать ему все эти блюда в одной тарелке - это наше сегодняшнее мышление. Сталинистско-православное, коммунистическо-капиталистическое, феодальное. 

Помните, у Пушкина? К Татьяне Лариной пришел на именины «Гвоздин – хозяин превосходный, владелец нищих мужиков». Это ли не характеристика сегодняшней России? 

С одной стороны, могу согласиться, что советская школа была лучше нынешней, с другой стороны, это какой же нынешняя школа должна быть ужасной, чтобы даже советская казалась хорошей! Как нужно человека довести на свободе, чтобы он вспоминал, как хорошо было в тюрьме! Светлана Алексеевич, лауреат Нобелевской премии, когда ей сказали, что в Белоруссии нет преступности, ответила: а в тюрьме не бывает преступности. 

У нас были - битва за урожай, трудовой десант… Почему десант? Ведь десант – это высадка в тыл врага на парашютах? Почему битва за урожай? Ведь нет ничего более мирного? Мы дошли в своем мышлении до милитаристического угара, внушили его и своим детям, и, сейчас, когда все обострилось, понятно, что целый ряд причин - оттуда… «По плодам их узнаете их».  

Наш народ невероятно талантлив. Но почему нет нобелевских лауреатов?! 

У нас невероятно талантливый народ, креативный, красивый и – ни одного нобелевского лауреата, это случайно? Случайно, что при всем таком количестве всего, начиная от бриллиантов, кончая нефтью, газом, лесом, зарплаты – как в африканской стране, в которой кроме пустыни ничего нет… 

Как это могло произойти? Генетика? Нет, посмотрите на наших детей – они красивы, бодры, разговорчивы, умны… Проблема - в системе познания. Школа настолько оторвана от жизни, что становится просто страшно. 

Приведу простой пример: учитель истории рассказывает о французской буржуазной революции, учитель географии – об Африке, а учитель литературы читает стихи Пушкина. И у детей появляется стойкая ассоциация: Пушкин родился в Африке, где произошла французская революция. 

И что мы тогда хотим от детей, кроме нескольких идиоматических выражений после десяти лет подобной галиматьи? Это называется клиповое сознание. Зная, что у нас правая и левая доля мозга, одна из них эмоциональна, другая – цифровая, мы это знание не используем. 

- Поскольку наступает цифровая технология, нам нужно ей противостоять, сохраняя в себе нецифровое начало. Поэтому, как никогда раньше, гуманитарная сфера определяет особое значение.

- Поскольку наступает цифровая технология, нам нужно ей противостоять, сохраняя в себе нецифровое начало. Поэтому, как никогда раньше, гуманитарная сфера определяет особое значение.

«Здравствуйте, садитесь!», берется журнал и начинаются манипуляции, кто есть, кого нет в классе, а нет, чтобы спросить: как жизнь, как дела, что интересного произошло вчера? Дети настроены, к тебе тянутся, заговори с ними! 

Мы рождаем их, умненьких, активных, хорошеньких и отдаем монстру под названием Школа… Что получаем на выходе? Владеющих высоким словом? Специалистов в области «Божественной комедии» Данте? Почитайте их беседы на всех интернет-форумах, послушайте, чем 99,9 % из них заполняют свой досуг. И вы увидите, что 10 лет по 6 часов в день не создали того, что называется Образ-ование. 

Школа – это театр, и тот, кто внутри себя овладеет театральным искусством, овладеет любой школьной аудиторией. 

С появлением Интернета информация детям не нужна, не надо им открывать 116-ю страницу в учебнике про Джомолунгму, они все найдут в Сети… География – это не только цифры, ископаемые, география без духа, без сказаний, теряет душу. 

А вот если учитель географии вместе с учителем музыки и учителем литературы придут на урок вместе и проведут три часа с детьми, где они между собой будут разговаривать, например, о Дании - стране, в которой жил великий сказочник! В Дании нет ни одного жителя, которому бы до моря было больше 16 км. Не верите? Открываем карту… 

А почему умерла русалочка, погибает стойкий оловянный солдатик? Балерина сгорает? Почему у Андерсена все погибают? Андерсен один раз полюбил, второго раза не получилось, так и жил один. 

- Что вы сидите замордованные, замученные? Улыбнитесь! Втемяшили себе в голову, что вы учитель и должны все знать. Вы знаете не больше, чем родители учеников!

- Что вы сидите замордованные, замученные? Улыбнитесь! Втемяшили себе в голову, что вы учитель и должны все знать. Вы знаете не больше, чем родители учеников!

Когда Дженни Линд не пришла к нему праздновать Рождество, он всю ночь проплакал, а потом написал записку «Люблю тебя…». Григ написал на эти строчки великий романс «Люблю тебя, люблю тебя». Вот какая интересная страна Дания! 

Закладывать в детей нужно такую методику, чтобы они становились учёными, мыслителями, музыкантами... 

Моя школа – это школа ассоциативного мышления и комплексно-волнового урока. Это не значит, что уроки отменяются, просто это другой метод. Это лежит в основе самой методики, потому что ассоциативное мышление – это то, чего нас лишили, а мы, в свою очередь, лишаем своих детей. 

Я закладываю в детей совсем другую методику, и они становятся учеными, мыслителями, музыкантами, искусствоведами, у них речь другая… Первый урок, который я проговорил на телеканале «Дождь», назывался «Яблоко». 

Яблоко – фрукт (биология), яблоко раздора (история, мифология). Яблоко Ньютона - возможность поговорить о физике вместе с психологом. 

Почему, когда простому человеку упадет яблоко на голову – он досадует. А Ньютон задал детский вопрос: почему яблоко упало вниз? Земля – магнит? 

Один родитель спрашивает: ты сумел правильно ответить на все вопросы учителя? А другой, мудрый: ты сумел правильные вопросы задать учителю? Поставить вопрос важнее, чем дать ответ. Постановка вопроса – свидетельство неврологической работы мозга. Это о парадоксальности гениального мышления. 

Далее, география – Алма-Аты («Большое яблоко»). Яблочный пирог, яблочный пудинг. Яблоко в живописи, чем отличаются яблоки Фландрии и Голландии, ведь по натюрмортам можно узнать историю человечества. 

Узнать, почему художники так ценят яблоки Сезанна, хотя они совсем не съедобны на вид, и распрощаться с утробно-гастрономическим восприятием живописи (подразумеваю под этим: «Ах, на картине яблоко такое, что хочется его съесть»). 

:- Раскрепоститесь! Вас не будут слушать, у вас ничего не получится, пока не станете немножко актерами. Школа – это театр, и тот, кто внутри себя овладеет театральным искусством, овладеет любой школьной аудиторией. Кто из вас думает, что он лишен театральных качеств?

:- Раскрепоститесь! Вас не будут слушать, у вас ничего не получится, пока не станете немножко актерами. Школа – это театр, и тот, кто внутри себя овладеет театральным искусством, овладеет любой школьной аудиторией. Кто из вас думает, что он лишен театральных качеств?

Почему матросский танец называется «Яблочко»? Золотое, молодильное яблочко русских сказок? Сколько раз можно поделить яблоко, чтобы оно исчезло? Это уже математический вопрос о бесконечности делимости. 

Раньше предполагали, что атомы неделимы, теперь знаем, что очень даже делимы. Мы не умрем, куда мы денемся, если даже яблоко не исчезает… Вот вам доказательство бесконечности Вселенной, доказательство бессмертия. 

Пора, наконец, расстаться с идеей, что мы должны каждого ребенка научить всем предметам насколько это возможно целиком – химии, физике, математике…. Мы должны развивать гуманитарную часть, чтобы, когда придет цифровая часть, дети встретили ее во всеоружии, потому что они чувствуют, любят. 

Что вы сидите замордованные, замученные? Улыбнитесь! Втемяшили себе в голову, что вы учитель и должны все знать. Вы знаете не больше, чем родители учеников! Главное в школе – энергия любви. Без энергии любви ничего не получится, как бы мы ни старались. 

Надо учиться читать, то есть понимать смысл. Говорить с детьми о любви, о свободе, о красоте, о разочаровании 

У нас совершенно гениальный язык. И если вы сейчас спросите, какой лучший роман XIX века, то я назову не Толстого и Достоевского, а роман Лескова «Соборяне». Не читали? 

Я считаю, что Лесков – величайший писатель, недооцененный и несколько приниженный Толстым и Достоевским. «Соборяне», «Тупейный художник», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левша»…. Один и тот же писатель, но такое ощущение, что писали разные люди. 

Ни Гоголь, ни Лесков не устаревают. Устаревает преподавание, подача. Она настолько мерзкая, что я, когда читаю учебник литературы, начинаю чесаться, у меня аллергия. Я бы сжег эти учебники, только бумагу жалко, ее лучше в макулатуру. 

Как начинаются «Мертвые души»? «В губернский город NN въехала бричка…» В этой первой фразе Гоголь уже пошутил. Потому что N – если хотите зашифровать город. А NN - это Нижний Новгород! 

Доказательство буквально через несколько строк: «А доедет это колесо до Москвы? - Думаю, доедет. А до Казани? - Думаю, нет». Это московско-казанский тракт, на котором находится Нижний Новгород! 

А почему два русских мужика о колесе спорят? Потому что там и немецкие мужики есть. Они приехали из Германии поторговать на нижегородской ярмарке, но, полюбив наших девушек, остались навсегда в слободе. Стали лудильщиками, обувщиками, часовщиками. 

И Гоголь смеется: немцы на работе, а русские мужики обсуждают, доедет ли колесо. Потому что дорогу-то до Москвы построили, а вторую, до Казани, нет! 

В романе сплошные коды, а ключи к ним вам не дали. За каждым словом гения скрыт смысл. И пока мы эти смыслы не дадим поколению, оно будет разговаривать матерным языком. 

Еще эпизод: «Лизонька училась в пансионе, а в пансионе было три предмета: вязание кошельков для подарков мужу, игра на пианино для услаждения мужа и французский язык для общения с мужем». Когда я читаю детям «Мертвые души», они хохочут до упаду. Сколько там всего! 

- Когда меня спрашивают, почему не слушаю никогда попсу, рэп, я отвечаю: не потому, что я свысока смотрю на эти жанры, а потому что жизнь у меня короткая, как у всех, и я не хочу ее заполнять тем, что отвлечет меня, я ужасаюсь, что мог умереть и не услыхать 79-симфонию Гайдна...

- Когда меня спрашивают, почему не слушаю никогда попсу, рэп, я отвечаю: не потому, что я свысока смотрю на эти жанры, а потому что жизнь у меня короткая, как у всех, и я не хочу ее заполнять тем, что отвлечет меня, я ужасаюсь, что мог умереть и не услыхать 79-симфонию Гайдна...

Я считаю, что в XX веке Россия очень здорово посоперничала с Германией, с доктором Фаустом. Написала «Мастер и Маргариту». Но боюсь, что если этот роман попадет в школу, его доведут до того, ученики будут читать только веселые эпизоды, а Ершалаим пропускать. 

«Пуста была аллея», это не «Аллея была пуста». У западников порядок слов: подлежащее-сказуемое, а у нас порядок слов зависит от эмоций. 

Наш язык богаче за счет эмоций. Что касается современной литературы, я с удовольствием читаю Улицкую, но понимаю, что она не для массового чтения. 

Надо учиться читать. Мы научились складывать буквы в слова… Первое, что надо научиться – понимать смысл, говорить с детьми о любви, о свободе, о красоте, о разочаровании. 

Это не «ушные котлеты», это - развитие, которое даёт огромный набор состояний 

Говорят, что благодаря мне миллионы людей полюбили классическую музыку, потому что нашел способ привлечь к ней внимание, рассказывая интересные вещи. На самом деле  слушателей классической музыки в России – 0,1 процента. На Западе - от 3 до 7 процентов. 

При этом надо понимать, что слушать популярную классику, «Танец маленьких лебедей» – не значит быть внедренным в музыку. Музыка – это развитие. Я написал книгу о том, как музыка развивается. 

И наблюдать за развитием музыки все равно, что наблюдать за развитием сюжета у Шерлока Холмса. Любое произведение искусства - это передатчик, а человек – приемник, настроенный или ненастроенный. Я пытаюсь настраивать человеческие организмы, как скрипки. 

Я никогда не слушаю попсу, рэп, и не потому, что я свысока смотрю на эти жанры, а потому что жизнь у меня короткая, как у всех, и я не хочу ее заполнять тем, что отвлечет меня, я восполняю неузнанное, ужасаюсь, что мог умереть и не услышать 79-ю симфонию Гайдна. 

Пока людей не приведу к этим гениям, не буду говорить о других. Ни разу не делал передачу о Глазунове, сделал только одну передачу о Свиридове. Потому что в XX веке жили уже Шостакович и Прокофьев… 

«Метель» Свиридова сыграет любой эстрадный пианист, есть такое понятие – ушные котлеты, когда ушки слушают и получают удовольствие, как от массажиста. В произведении искусства удовольствие – малая часть, музыка – это развитие, она дает огромный набор состояний. 

В чём разница между чиновниками в Швеции и в России?  Наши - не смеются 

Я не встречаюсь в России ни с какими министрами – ни образования, ни культуры. Когда я оказался в Швеции и поставил спектакль «Моцарт и Сальери» по пушкинским «Маленьким трагедиям» (спектакль стал сумасшествием, зрители приезжали со всей Швеции), однажды последовал звонок: «Михаил, здравствуйте, это министр культуры Швеции. Когда вы можете меня принять? Вы в своем спектакле рассказали о том, что у нас ошибочное отношение к культуре… Хотелось бы узнать, в чем наша ошибка». Я: «Приходите к театру, сядем, кофе с коньяком попьем». 

Встретились, и я объяснил: у вас называется «министерство культуры и досуга». Убирайте слово «досуг», потому что культура не имеет ничего общего со временем, так же как любовь и вера. Если любовь на досуге, тогда это не любовь, а любовное соитие, которым на работе заняться нельзя, можно только в свободное время… 

Если вы верите в Бога по пятницам, после обеда, вы – атеист. То же самое с культурой. Культура не может быть в свободное время. Культура – это постоянное заполнение. 

По законам веры действует человек верующий, по законам любви – любящий, по законам культуры действует человек культуры. Меня поблагодарили, и теперь это министерство культуры. Вот разница в наших чиновниках! 

Нашего же чиновника видно сразу. Зал смеется, а он нет, а вдруг смеяться нельзя, вдруг Салтыков-Щедрин сказал что-то непозволительное? Мы еще со времен Ивана Грозного породили такую бюрократию, равной которой нет, нам нужна новая постсоветская бюрократия, чтобы она была веселая, остроумная, жизнерадостная, парадоксальная, воспринимала свежие мысли. 

Русские женщины отличаются от других женщин мира тем, что у них эрогенная зона - интеллект 

Чем отличаются русские женщины от других женщин мира? Россия будет жива до тех пор, пока в ней будут женщины, у которых эрогенная зона – интеллект. У оленей есть требование – каждое следующее поколение должно быть сильнее и быстрее: чтобы убежать от волка, чтобы подняться выше и съесть листочки… 

У женщин другая функция: улучшать генофонд планеты. Если бы мужчины не начали устраивать концлагеря фашистские или гулаги коммунистические, то у нас сейчас была бы не страна, а место паломничества всего мира, потому что у нас были бы самые красивые, эмоциональные, живые люди… Но началась убийственная травля… Россия получила очень тяжелое генетическое наказание. 

Я задаю вам простой и серьезный вопрос: почему «не убий!»? Слушаю ответы: «Потому что мы должны любить ближнего, как самого себя, а как же можно самого себя убить?» «Потому что, убивая другого, мы убиваем часть своей души?» Красиво… А более научное объяснение, без эмоций? 

За 60 тысяч лет до вашего рождения (Как вас зовут? Диана? Подойдите ко мне) была страшная война между племенами, когда убивали всех в чужом роду, включая грудных детей. Но под кустиками в люльке, сплетенной из травы, осталось одно маленькое чудо. Ему было три года. 

Голод погнал ребенка в лес, его приютило соседнее племя... Он был пра-пра-пра… дедушка Дианы. Он встретился с девочкой из этого племени, они родили, как и положено, 20 детей, почти все умерли, остался один… 

Потом началось великое ледниковое наступление, женщины и мужчины закрыли грудь и половые органы – не потому, что им стало стыдно, а потому что нужно защитить то, что участвует в деторождении. И вовремя, появился еще один «пра». 

Я как-то разговаривал с математиком…. Знаете, какая вероятность появления Дианы? Одна стодециллиардная одного процента. Мировые войны, гражданская, ГУЛАГ… То есть Дианы никаким образом не могло быть! 

Посмотрите на Диану и на каждого из нас другими глазами. Убить ее - значит разрушить не себя и не Диану, а разрушить многотысячелетний период спасения и выживания ветви, которая неизменно, таинственным для нас образом привела к существованию Дианы. 

Под эту музыку рождается много детей, результаты сумасшедшие, у меня есть специальный диск для тех, кто хочет забеременеть. (Играет Моцарта) 

Записала
Ольга ВАСИЛЬЕВА 
(специально для «Открытой»)
 Пятигорск  
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях