Поиск на сайте

 

В Пятигорске обсудили проект нового федерального закона, который эксперты в итоге назвали сырым, невнятным и безграмотным

 
Тема круглого стола, прошедшего в бизнес-холле гостиницы «Интурист», звучала так же, как и название проекта федерального закона: «Проведение эксперимента по введению платы за пользование курортной инфраструктурой в Ставропольском крае». Обсуждать ее прибыл весьма представительный десант из депутатов краевой думы, представителей правительства Ставрополья, муниципальных образований, общественных организаций, ученых и работников санаторно-курортной сферы региона.
Проект был разработан Министерством по делам Северного Кавказа, после того как соответствующее поручение дал в октябре 2015 года сам президент Путин.
Суть эксперимента: для туристов и отдыхающих на курортах КМВ (в городах Кисловодск, Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Минводы, Георгиевск, Лермонтов, а также на территории Минераловодского района) предлагается установить курортный сбор, его сумму определят муниципалитеты, но он не должен превышать 150 рублей в сутки с человека. Действовать эксперимент начнет с 2017 года и продолжится до 2021 года. Все вырученные средства будут направлены на благоустройство курортных территорий.
Мнения не просто разделились, а разошлись кардинально, как две евклидовы прямые, которым не суждено пересечься. Главный, он же единственный, аргумент сторонников этой инициативы – надо пополнять бюджеты. У противников курортного сбора – масса аргументов.
 
 
Эликсир для курортов?
 

Аргументы сторонников введения сбора таковы. Турпоток в регионе растет стабильно, примерно на 5% в год, на содержание инфраструктуры Кавминвод нужны большие средства, которых нет ни в краевом, ни в муниципальных бюджетах.

Десятилетия недофинансирования не прошли бесследно, в ближайшие годы альтернативных источников поступления средств не предвидится. Принятие законопроекта позволит обеспечить финансовые потребности в восстановлении, сохранении, развитии курортных зон, а значит, и повысит качество российского туризма в целом.

Директор департамента инвестиционных проектов министерства Северного Кавказа Ольга Рухуллаева: Курортный сбор повысит качество российского туризма в целом.

Средства от сбора (право устанавливать его размер – от 0 до 150 рублей – отдано муниципалитетам) пойдут, прежде всего, на реконструкцию парков и скверов, программы безопасности, объекты инфраструктуры – фонтаны, освещение, розарии, спортивные площадки, велодорожки.

Директор пятигорского филиала РАНХиГС Галина Малахова и профессор Наталья Киселева считают, что дискуссия должна быть не о том, вводить или не вводить сбор (конечно, вводить!), а о том, как его сделать наименее обременительным и наиболее социально ориентированным. И для этого, возможно, ввести не твердую ставку, а дифференцированную, допустим, 1-2% от стоимости проживания…

Доктор экономических наук Наталья Киселева: При дифференцированной ставке курортный сбор может стать лекарством.

 
К нам просто не поедут!
 
В лагерь противников эксперимента входят, как ни странно, главы муниципалитетов, которые вроде бы должны быть прямо заинтересованы в подпитке своих бюджетов от будущего эксперимента. Назовем их имена напоследок, потому как они поставили красивую точку в обсуждении и снискали аплодисменты всех присутствующих.

Аргументы противников проекта были политические, экономические и социальные. Время, мол, для экспериментов выбрано самое неудачное – разгар кризиса! Зачем еще один раздражитель для общества?! Хватит социальных потрясений!

Любая сумма сбора уменьшит количество отдыхающих и ухудшит работу по всем направлениям экономики. На пути развития внутреннего туризма и так немало проблем – дороговизна билетов, отдыха в целом… Зачем добавлять еще один финансовый барьер? И ведь в памяти еще 2013 год, когда продажи путевок рухнули на 10-15%! Тогда все предприниматели региона были в панике.

Сегодня санатории заполнены лишь наполовину, сотрудников переводят на полставки, на четверть ставки… Вместо 6 миллионов наших соотечественников, которые хотят приехать на Кавминводы, реально приезжают всего лишь 800 тысяч. Не доезжают, потому что у людей просто нет денег. В стране повсеместные увольнения и снижение зарплат, а мы, вместо того чтобы повышать доступность курортов, предлагаем дополнительную финансовую нагрузку! Да к нам просто не поедут!

Кроме того, курортный сбор не решит проблемы региона. Нужен он для улучшения инфраструктуры? Так ведь множество объектов (в том числе и парков) принадлежат не муниципалитетам, а значит, потратить на них собранные средства нельзя. И кто будет контролировать расходование?

Генеральный директор холдинга "Курортное управление" Николай Мурашко: Обобрать тех, кто к нам приезжает?! Нет, нужно идти по пути федеральной поддержки курорта КМВ.

Проект предусматривает, что деньги уходят в бюджет края, в общий мешок. Первый раз правительство должно отчитаться за них только в 2021 году. И это вместо того, чтобы ежегодно отслеживать денежные потоки, когда сегодня коррупция постоянно нарастает!

Проект закона о курортном сборе – сырой, невнятный и безграмотный – и юридически, и даже орфографически. Многие его статьи противоречат друг другу, в будущем создадут коллизии в правоприменительной практике. В нем даже нет статьи о порядке использования и контроля за расходованием средств. Отсутствует механизм проверки и выявления лиц, которые обязаны либо освобождены от обязанности вносить соответствующие взносы.

А все потому, что готовили закон не высококлассные специалисты курортного дела, а непрофессионалы. И написан он без учета мнений общественных организаций и не привязан к предыдущему закону о курортной зоне.

Представляла Минкавказа, которое и разрабатывало законопроект, Ольга Рухуллаева, директор департамента инвестиционных проектов министерства. Она участвовала во всех обсуждениях предыдущего закона, обещала, что ознакомит общественность с окончательным вариантом, прежде чем отправить его наверх.

Но общественность последний вариант закона о курортах так и не увидела. Почему это сделано втихаря, спросили Рухуллаеву напрямик. Это непорядочно, это подрывает веру в Минкавказа!

Вместо таких сомнительных проектов нужна четкая, внятная государственная политика развития нашего уникального, не имеющего мировых аналогов, курортного региона.

Наш оздоровительный комплекс выполняет задачу, которую, прежде всего, ставит президент, – оздоровление нации. А значит, нужна федеральная поддержка курорта, на государственном уровне должны быть созданы преференции, налоговые льготы предприятиям, которые посылают сюда отдыхать своих сотрудников.

 
Билет в никуда
 

Все участники круглого стола согласились с посылом: проблему надо обсуждать не тогда, когда хочется просто сотрясать воздух, а когда есть возможность для ее решения. Большинство же экпертов именно сейчас такой возможности не увидели.

По мнению инициаторов законопроекта, он и задумывался для того, чтобы пополнить бюджеты муниципальных образований. Поэтому мнение глав этих самых образований стало сюрпризом для всех участников дискуссии.

Вот что сказала Светлана Виноходова, глава администрации Пригородного сельсовета Предгорного района, работающая в этой должности полтора года:

– Проект вызвал стойкую ассоциацию с продажей билетов на недостроенный поезд. Это когда собирают деньги с пассажиров, обещая: в пути подкрутим, достроим, поставим колеса… Нам говорят, что деньги для муниципалитетов… Положа руку на сердце: а кто довел до такого состояния наши города и районы, в том числе курортную базу, парки и все остальное?

Кто отдал земли с источниками с минеральной водой под строительство, под сельхозугодья? Муниципалитеты! Так за что же мы собираемся брать деньги? Да, за билеты на недостроенный поезд!

Виноходову поддержала замглавы администрации Ессентуков Валентина Гаврилова:

– Конечно, мне, как чиновнику, хотелось бы пополнения бюджета. Но как человек, как житель скажу: сегодня этот проект неактуален!

И этим двум женщинам, руководителям, сумевшим подняться над желанием сиюминутной выгоды, вставшим на сторону простого человека, считающего каждую копейку, аплодировали все участники дискуссии.

 
Ольга ВАСИЛЬЕВА
Пятигорск
 

Идея курортного сбора не нова и даже имела воплощение.

В 1991 году был принят Закон РСФСР «О курортном сборе с физических лиц», который в каждой курортной местности подкреплялся актами представительного органа местного самоуправления. В них определялись ставки курортного сбора, порядок и льготы по его уплате. Плательщиками сбора были физические лица, прибывающие в курортную местность.
В 2004 году закон утратил силу. Специалисты считают, что он не прижился, потому что на администрирование курортного сбора тратилось слишком много средств.
Туристический поток 2014 года на Кавминводы составил около 900 тысяч человек:
Кисловодск – 280 тысяч,
Ессентуки – 224 тысячи,
Пятигорск – 190 тысяч,
Железноводск – 125 тысяч,
Минеральные Воды – 43 тысячи,
Лермонтов – 20 тысяч,
Георгиевск – 17 тысяч,
Предгорный район – 5 тысяч. 
За 2015 год, по предварительным данным, общий турпоток был больше на 6,6%.
В целом за пять лет эксперимент по введению курортного сбора позволит собрать от 2 до 6 млрд. рублей.
При ставке в 50 рублей Кавминводы получили бы 365 млн. рублей в год, при ставке в 100 рублей – 731 миллион.
При этом потребность в реконструкции ессентукского парка составляет 234 млн. рублей, железноводского – 301, кисловодского – 170, пятигорского – 107, георгиевского – 9 миллионов.
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий