Поиск на сайте

 

О республике и её гражданах – с любовью и уважением

 
Моральные принципы, высокая культура и обычаи народа поразили нашего корреспондента, побывавшего в ингушской семье
 
 
 
Хозяева и гости
 
Вместе с туристами из разных городов России я побывала в Стране башен - Ингушетии.
Нам повезло с гидом. Четыре часа от Пятигорска до Назрани экскурсовод Елена Миргород знакомила нас с историей, культурой и национальными обычаями вайнахов.
Невозможные с точки зрения цивилизованного человека вещи она рассказывала с таким тактом, теплотой и любовью к этому народу, что я немало подивилась впоследствии, узнав, что она, так же как и мы, впервые побывала и в ингушской семье, и на мусульманском празднике Ураза-Байрам.
А встречал нас в полном составе комитет по туризму Республики Ингушетия. У своеобразных ворот в Ингушетию, «Мемориала памяти и славы», нас, туристов, разбирают по семьям.
 
Мемориал "Памяти и славы" - своеобразные ворота в Ингушетию.
 
Это приказ самого президента Юнус-Бека Евкурова, озабоченного имиджем республики. Естественно, на первых порах выполнять это поручение, обещающее стать традицией, должны чиновники.
Нас усаживает в свою машину Умар Цуроев - специалист земельного отдела администрации Назрани. Мы - это группа из четырех человек, трое из Пятигорска (Борис и Анна бизнесмены, я - журналист) и Яна, учительница из Екатеринбурга.
 
Встречал нас в полном составе комитет по туризму Ингушетии. В центре - Анна Наумова, директор  турфирмы "Валькирия", организовавшей эту поездку. 
 
По дороге Умар объясняет: везет он нас не к себе домой, а в семью своей тети Айны. И поручение президента очень кстати, объясняет он, потому что совпадает с его, Умара, долгом: обязательно во время праздника побывать в гостях у всех своих многочисленных родственников, иначе обиды будут длиться весь год, вплоть до следующего Байрама. А у тети он еще не побывал.
В скромной двухкомнатной квартире Евлоевых нас радушно встречает хозяйка Айна с двумя незамужними дочерьми. Хозяина мы так и не увидим, потому что три праздничных дня, официально отведенных на праздник, закончились, и сегодня - рабочий день, которым глава семьи пренебречь не может (у него какая-то непостоянная работа в строительном бизнесе).
Айна - старший воспитатель в детском саду, старшая дочь Зарема на днях получила диплом бакалавра экономики, а младшая Хава перешла на второй курс медицинского.
 
Хозяйка - Айна Евлоева.
 
16-летний сын Ислам, подрабатывающий на стройке, придет с работы позже. И покажется нам, очень смущаясь, только по нашей просьбе: юноши не садятся за стол вместе со взрослыми.
Женщины тоже не садятся, но могут, если гости попросят, принять участие в общей беседе, присев где-нибудь неподалеку. Так что пытала «за жизнь» я представительниц слабого пола в основном на кухне, в коридоре или когда те заносили очередное блюдо.
В комнате, где нас принимали, раздвижной, полностью накрытый стол, диван, кресла. На стенах - лишь большой плазменный телевизор и шитая золотом и жемчугом картина с цитатами из Корана.
 
Перед началом общения. На переднем плане слева - Умар, справа - Айна. Она села с нами только для общего снимка. 
 
Немного о политике
 
Ингуши очень чувствительны к разнице в возрасте. Умар, в отсутствие главы семьи выполняющий его функции, узрел, что гость Борис все-таки будет постарше, и предложил ему сказать приветственное слово и первым начать трапезу.
Борис оказанную честь посчитал чрезмерной. Тогда Умар произнес вступительное слово - о том, что гость для ингушей - понятие священное, независимо от национальности или вероисповедования.
Знакомый или незнакомый, враг страны или враг твоих друзей, но если он у тебя в гостях - он в безопасности. Хозяин скорее умрет, чем хоть один волос упадет с головы гостя.
- Даже если он преступник? - спросила я. - А как же пакет депутата Яровой, который на днях примет Госдума? (Поправки в Уголовный кодекс, предполагающие, в частности, новую статью «Несообщение о преступлении». - Прим. авт.) Вас тогда посадят за недоносительство.
Признаться, мой вопрос, заданный в начале церемонии знакомства, был уместен, как на свинье ермолка. Но что сорвалось, то сорвалось.
- Не по народу закон. Может, и будут его где-нибудь выполнять - в Сибири или на Дальнем Востоке. Но не у нас. Так же как закон «больше трех не собираться» (закон об организации и проведении массовых публичных мероприятий. - Прим. авт.). Да у нас все дни рождения, все даты - массовые мероприятия, на которых гуляет все село, весь город, потому что весь ингушский народ - одна большая семья. И что, полиция (а там тоже родные и близкие) придет штрафовать и арестовывать? Не по народу закон.
А мне вспомнилось знаменитое салтыково-щедринское: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Словно для Кавказа написано!
- Вы член «Единой России»?
- Конечно! - он засмеялся.
Больше мы о политике не говорили.
 
Умар.
 
О еде и её отсутствии
 
Изобилие на столе напомнило о недавнем месячном воздержании. Пост (до первой звезды ни крошки еды, ни капли воды, «даже слюну глотать не разрешается») держали все наши новые знакомые.
Но ислам разрешает не держать пост тем, кто болеет. У хозяйки Айны - сахарный диабет, но она пыталась держать пост. И, похоже, неудачей была удручена.
Дочери - Зарема и Хава - соблюдали пост далеко от дома, в Ростове-на-Дону. «Сначала девчонки в общежитии жалели нас и недоумевали: как же так, в жару и даже глотка воды не выпить? Потом уже не удивлялись». Тяжелее всех достался пост шестнадцатилетнему Исламу. Во время школьных каникул он подрабатывает разнорабочим на стройке.
 
Красавица Зарема.
 
- Один раз пришел вечером и чуть не плачет, так хотел пить и есть, - рассказывает мать. - Весь день разгружал фуры. «Мама, я не выдержу до ночи!»
Выдержал. Это у нас, православных, батюшка может отпустить подобный грех и даже допустить к причастию. А в исламе вообще нет обычая отпущения грехов кающимся. Ответ держишь только перед Аллахом. А он строг.
Так что едят мусульмане во время поста только ночью. И если прийти в это время в ингушский дом - для гостя накроют стол так же богато, как на праздник.
Мы богатство перепробовали. Разносолами и яствами это не назовешь. Если убрать со стола фрукты, конфеты и покупной торт, то останется одно мясо - говяжье, баранье, индюшачье. Причем приготовленное самым простым способом - в основном отварным. Никаких салатов, подливок, специй… Соус, в который предлагалось макать мясо, был бульоном с растолченной в нем картошкой и морковно-луковой зажаркой. У нас бы его назвали супчиком на скорую руку.
Много ли съешь мяса без добавок и специй? И без спиртного?
Да, гурманами ингушей не назовешь. Суровая еда. Еда воинов, скотоводов и горных земледельцев.
Умар подтверждает:
- Наша еда - творог, сметана, мясо. Этот соус не наш, появился после выселки (так он назвал депортацию. - Прим. авт.).
 
Об образовании и интеллекте
 
Внешность Умара (см. фото) обманчива. Согласитесь, не так мы представляем себе человека с тремя высшими образованиями. Он и делопроизводитель, и психолог. Говорит, что знание психологии очень ему помогает: в земельном отделе работа нервная, часто приходится принимать решения, связанные со сносом незаконных построек.
А вот первое образование - актерский факультет знаменитой «Щуки» - ему окончить не дали.
- Собрались родственники, пристыдили: это что за профессия такая?! Выбирай-ка другую!
- Ну и зря, - говорю я. - Сейчас были бы очень востребованы в роли бандита.
Оказывается, попала в точку. В «щукинский» период Умара несколько раз приглашали сняться в кино.
- На роль бандита в сценах криминальных разборок. Или чеченца, бегающего от спецназа. Приглашали, клянусь, и в знаменитый сериал «Бригада» (помните эпизод в казино «Кристалл»?). Я опять отказался.
А вот младшему брату Умара удалось окончить ГИТИС. Уже под защитой и опекой старшего. У ингушей принято: старший ребенок заботится о том, чтобы младший получил образование, зато младший ребенок всегда остается с родителями и берет на себя всю заботу о них.
 
Умар с двоюродным братом Исламом.
 
Кроме русского и ингушского Зарема и Хава знают английский, понимают и арабский язык. Обеим удалось поступить в институт на бюджетное отделение. Школьник Ислам успехами не блещет, но семья считает, что и он должен поступить в какой-нибудь из вузов Ростова-на-Дону, дорожка протоптана.
- Молодым обязательно надо учиться за пределами республики, - убежден Умар. - Есть теория: кто не выходил из дома, тот опасен. Потому что он в консервации находился, не знает сравнения. Я был в Турции, Греции, Китае, Сардинии… Тот, кто видел мир, находился в контакте с другими культурами, более терпим и коммуникабелен.
 
О женской чести
 
Знакомая преподаватель пятигорского вуза говорила мне, что лет семь-десять назад студентки из кавказских национальных республик не ходили в хиджабах. А сейчас - сплошь и рядом.
Умар моду на хиджабы объясняет тягой молодежи к исламу. Религия стала доступнее, молодежь потянулась к вере. Это ее выбор.
Хиджаб - это выбор самих девушек. Если она этот выбор сделала, снять хиджаб уже не сможет.
Наши новые знакомые - без хиджабов. Голова матери повязана простым платком, а у Заремы длинные волосы вообще распущены, современное яркое платье, высокие каблуки, легкая косметика…
Спрашиваю девушек, как они жили вдали от дома. Ведь не секрет, что в общаге все начинают пить и курить. Вечеринки, ночные клубы…
Они смеются: нет, вино ни разу не пригубили, после шести всегда дома - учили уроки, готовились к завтрашнему дню. Днем - да, можно с подругами и в кафе посидеть, но как стемнеет - из общаги ни ногой. Тотальный контроль осуществляет строгая мама, она всегда на сотовой связи, всегда знает, где дочки находятся.
А в случае ослушания? Может ли отец или мать ударить дочь?
- Убить могут без проблем, - говорит Умар.
Признаться, я подумала, что это фигура речи.
Зарема, как раз в этот миг накрывающая стол к чаю, спокойно поправляет брата:
- Что значит «без проблем»? Очень весомая должна быть проблема.
Умар, обгладывая баранью ногу, поясняет:
- Загуляла девчонка, все, ее больше никто не увидит. Даже родственники не будут спрашивать, куда она делась. Все, ее нет больше.
Мы, гости, молчим, переваривая услышанное. Я первая обретаю дар речи:
- Но человек может осознать свою ошибку, раскаяться, встать на путь истинный… Не вы ли в начале беседы говорили, что Бог един, что наши веры схожи? Но у нас, православных, нет греха непрощенного, есть грех нераскаянный. У нас и святые есть, в прошлом кровавые убийцы…
Зарема непреклонна:
- Но ведь девушка тоже должна думать! Она ведь прекрасно знает, что честь семьи - дороже всего и что ее ждет после проступка!
Да, судя по тому, что является нормой для молодой, с высшим образованием, Заремы, Ингушетии еще несколько веков не грозит эмансипация.
- У нас огромное уважение к женщине, - продолжает Умар. - Девушка будет идти по городу, ни одного недостойного слова или движения в ее сторону. А в Москве я видел, как мужик прямо в центре, на Манежке, бьет женщину, и все проходят мимо! Пока я не подбежал, не вмешался. У нас такое невозможно.
 
О традициях и обычаях
 
Трезвость - новая (одно время подзабытая, старая) традиция. Еще 15 лет назад на торжествах пили, и можно было услышать: «Почему не наливаешь?» Сейчас это и произнести стыдно. На свадьбе только для гостей могут сделать исключение - где-нибудь в отдельной закрытой комнате. Но официально нигде не пьют, республика - самый трезвый регион России после Чечни.
Другая традиция - кровная месть. Она, оказывается, никуда не исчезла.
- Аллах милостив - в нашей семье кровников нет. И мы готовы за закрытыми дверями сидеть, лишь бы они не появились. Кровник - вечное проклятие, вечная кара. За женщину убивают двоих. Если твоего члена семьи убили - это легче. Но если убил ты - вся семья обречена на изгнание. И среди нашей родни такие есть.
Айна подхватывает, рассказывая про родственника:
- Сидит в тюрьме за убийство, а у него жена молодая и четверо детей. И он, и его жена знают, что, стоит ему освободиться, его убьют.
Как мы поняли, абсолютно без разницы, случайное или преднамеренное убийство. «Был случай, пьяный застрелил двух человек из автомата. Отбывает срок и знает, что его ждет на воле». И это на фоне ужесточенного законодательства за кровную месть. Недавно в республике существенно подняли планку штрафа за этот «обычай» - со 100 тысяч рублей до миллиона.
- Но разве нельзя начать с себя и прекратить кровавую распрю? Сказать: а я мстить не буду! Что имамы говорят по этому поводу?
- Они рекомендуют простить… Но кто их слушает!
Зарема: 
- Да, мы люди темпераментные. 
 
О любви и семье
 
У них - Байрам, а у нас это был День Петра и Февронии. Поэтому и разговор за столом все время вертелся вокруг любви и семьи.
Умар рассказал, как познакомился с будущей женой и украл ее. Его старший брат долго не женился, а по обычаю младший не может в таком деле опередить старшего.
И вот Умару 30 лет. Пора заводить семью, а брат все тянет со свадьбой. Умар уже новую девушку присмотрел в администрации города Малгобека - менеджера, только окончившую ростовский вуз…
(Знакомятся ингуши с большими предосторожностями. Прийти в дом к интересующей тебя особе можно только в большой праздник, затесавшись среди гостей… Нельзя открыто проявлять интерес, даже взгляд на объект внимания должен быть отстраненным. Мало ли, вдруг девушка не понравится, а она уже этим невыбором впоследствии будет скомпрометирована.)
Выдумав повод, мол, должен передать привет от знакомых, Умар осмелился зайти в нужный кабинет.
- Мне Амина сразу понравилась - живая, общительная. Я оценил в ней ум, начитанность, эрудированность. Начинаю читать любимые хокку (жанр японской поэзии, отличающийся свободным, нерифмованным изложением; сейчас в моде у европейских любителей лирики. - Прим. авт.), а она подхватывает, продолжая цитату!
И Амине он понравился… Но прямо сказать о своих намерениях Умар не мог, ведь старший брат не был женат. А когда, наконец, женился, свататься к Амине оказалось поздно, узнал, что она обещана другому. Потому и решился на кражу, хотя это официально запрещено в республике и пресекается большими штрафами.
 
Умар вспоминает. как украл свою будущую жену. О некоторых деталях сестры узнают впервые. 
 
В воскресенье справил свадьбу старший брат, а во вторник младший увозит понравившуюся ему эрудированную девушку. И несколько часов уговаривает Амину стать его женой, просит прощения у ее близких.
 - Значит, повезло, обошлись без калыма?
- Все равно возмещаю, у нас пустых невест не бывает.
В Ингушетии официально определен размер выкупа за невесту - 40 тысяч рублей. На самом деле меньше миллиона отдавать за будущую жену считается зазорным. Если жениху не хватает, подключаются его родственники, порой скидываются по 2-3 тысячи долларов. Собранная сумма идет на поддержку молодой семьи. В стоимость выкупа может входить мебель, бытовая техника. И обязательно шуба! Не меньше чем за 200 тысяч. Пусть даже потом ее ни разу не наденут или продадут.
- Хокку-то хокку, - говорю я. - Но страшненькую небось не стали бы красть.
- Нет, - настаивает Умар. - Симпатичных девушек у нас много, но меня подкупил именно ее ум. Что касается меня, то я плохой муж. Неласковый. Они все-таки хотят ласковых слов, всех этих «пуси-муси», а я не могу.
Я вспомнила, что на эту тему рассказывала нам экскурсовод. Муж с женой никогда не возьмутся за руки и не пойдут под ручку. Не станут ласкать ребенка при посторонних, даже жена в присутствии мужа воздержится приласкать малыша.
Умар:
- У нас над романтикой завеса. Мы считаем, главное в браке не любовь, а взаимоуважение. А для него необходима дистанция.
- Девушки, а вы замуж только за ингуша выйдете?
Сестры отвечают почти хором: 
- Конечно!
- А как к многоженству относитесь?
- Честно? - Зарема медлит с ответом, пытливо вглядываясь в мое лицо, словно прикидывает, выдержу ли я тяжесть услышанного. - Нормально относимся!
- И ты, такая молодая, красивая, образованная, согласилась бы пойти второй женой?!
- Почему бы нет? Если муж сможет обеспечить двоих и одинаково к нам будет относиться.
У девятнадцатилетней Хавы пока другое мнение:
- Я бы не смогла.
Многоженство здесь распространено. Каждый из дедов Умара имел трех жен. У двоюродного брата - две. Одна не рожала, он не захотел с ней разводиться и привел вторую. Теперь и старшая жена воспитывает дочек младшей, как своих.
Я спрашиваю, сколько должен зарабатывать человек, чтобы позволить себе вторую жену. И узнаю, что зарплата Умара с классным чином - 11 300 рублей, хотя еще недавно была 14 600, из-за кризиса убрали надбавку за документооборот.
Да, на одиннадцать тысяч одну-то сложно прокормить…
- Жена говорит: мол, не хочу, чтобы ты выше поднимался, придет бабло, ты сразу еще одну жену найдешь! Я ей отвечаю: может быть, может быть… - Умар дурашливо скашивает глаза.
Все они возмущаются брачными перехлестами в соседней республике, показывают нам по телевизору (он подключен к компьютеру) видео с чеченской свадьбы - жених привел в мечеть сразу три невесты.
- Три невесты! В один день! У нас непозволительно. По очереди, с перерывами - да. Но одновременно!
 
Автор (в центре) с Заремой и Хавой.
 
...На прощанье я фотографируюсь с девочками. Будет вещественное доказательство параллельной жизни. А то моя младшая дочь может не поверить. У нее кольцо в носу, тоннель в ухе, огромное тату на голени. Она курит, выпивает, не чурается мата и живет с мальчиком. С ровесницей Заремой у нее только одно общее: на днях тоже защитила на отлично диплом бакалавра.
Всего два часа мы пробыли в ингушской семье. Это так мало, чтобы понять народ. Многое не успели спросить! Но успели почувствовать абсолютную искренность наших собеседников, отсутствие показушности, малейшего желания понравиться. Успели заметить и оценить достоинство, непоколебимую уверенность в правильности своего жизненного уклада, своих традиций. И огромное уважение и интерес к гостю, за которыми угадывается возможность дружбы, неподвластной времени.
 
Ольга ВАСИЛЬЕВА
Назрань
Только факты
 
  • Вайнахи - народы Северного Кавказа и Грузии, говорящие на родственных нахских языках, в основном ингуши и чеченцы... В СССР эти народы административно были объединены в Чечено-Ингушскую АССР (столица - Грозный), которая просуществовала с 1936 по 1944 и с 1957 по 1993 год.
  • «Ингуш» - термин не древний, стал известен с 1770 года, когда горцы официально принесли клятву верности русскому царю, что произошло в селении Ангушт (в переводе - «место, откуда виден горизонт»). Сегодня это селение Тарское близ Владикавказа.
 
 
  • Ингушетия - это географический центр Кавказа.
  • Владикавказ - столица Ингушетии до 1933 года.
  • Самый ранний христианский храм на территории России - храм Тхаба-Ерды.
  • Ингуши - единственный народ на Кавказе, у которого не было князей.
  • Казбек (с ингушского - Баш-лоам, «тающая гора») - священная гора ингушей. Первый ее покоритель - ингуш Иосиф Бузуртанов.
  • Самое большое сельское поселение в мире - станица Орджоникидзевская Республики Ингушетия. Население - 70 тысяч человек.
  • Самая высокая ингушская башня достигает в высоту 31 метра. Это высота 12-этажного жилого дома.
  • Ингуши являются последней нацией, принявшей ислам. До этого исповедовали христианство вперемешку с язычеством.
  • Во время сталинской депортации 1944 года  было выселено 91250 ингушей. Треть из них умерли в дороге или в первые месяцы жизни в Казахстане и Киргизии.
  • Первый Герой России Суламбек Сусаркулович Осканов - ингуш, военный летчику, генерал-майор авиации. Улица его имени есть в каждом ингушском населенном пункте.
  • Первый чемпион мира по боксу с Кавказа - уроженец Ингушетии Ахмет Котиев. Защитил свой титул 5 раз (1998-2000 гг.).
  • На Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро   золотым чемпионом по дзюдо стал ингуш Хасан Халмурзаев.
 
 
  • Почти все ингуши двуязычны, говорят на смеси ингушского и русского языков.
  • Наличие храбрости и мужества не считается особой добродетелью. Замечается только их отсутствие.
  • Ингуши - русское название народа, сами себя ингуши называют гIалгIай (халхай).
  • Ингушетия - самый маленький регион России.
  • Самое тяжелое ингушское оскорбление переводится как «дырка от задницы».
  • Все школы в Ингушетии - русские.
  • Курорт «Армхи» считается одним из самых крупных горных курортов (1200 м над уровнем моря).
  • В среднем за год на курорте «Армхи» 140 солнечных дней (в Давосе - 97), количество осадков - 570 мм (в Давосе - 632 мм).
  • На ингушской свадьбе в основных торжествах жених участия не принимает.
  • По обычаю ингушей зять никогда не видит тещу.
  • В Ингушетии нет домов престарелых. Старики живут только в семьях.
  • О человеке, держащем пост, ингуши говорят: «Он кормит солнце».
  • В Ингушетии нет ресторанов «Макдональдс».
 

Притча, популярная в Ингушетии

Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали рассуждать, как им потом вновь найти друг друга.
Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш.
Ветер - он всегда находится там, где трепещут листья.
Огонь - его можно найти по идущему вверх дыму.
Лишь Честь стояла молча. А на вопрос, почему она не называет своих признаков, сказала:
«Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто расстался со мной даже на мгновение, больше никогда со мной не встретится.

Страной башен невозможно налюбоваться.

Средневековый замок-крепость Вовнушки - финалист Всероссийского конкурса "Семь рукотворных чудес России".

Памятник Дикой дивизии, прославившей русское оружие в Первой мировой войне.

Памятник жертвам репрессий  сделан в виде башен, опутанных колючей проволокой.

Ингуши считают, что последним защитником Брестской крепости был ингуш Уматгирей Барханоев.

Золотой медалист в Рио ингуш Хасан Халмурзаев.

 

 
 


Поделитесь в соц сетях


Комментарии

Раиса (не проверено)
Аватар пользователя Раиса

Как-то очень легко автор говорит о традиции убивать, если "девочка загуляла". Ни слова неодобрения.
С таким подходом должны были быть убиты практически все литературные героини - от Джульетты до Анна Карениной.

ТатьянаА (не проверено)
Аватар пользователя ТатьянаА

Не надо путать Чечню с Россией. Мужчины там гуляют направо и налево, а вот женщины...

Раиса (не проверено)
Аватар пользователя Раиса

А Чечню с Ингушетией можно путать?

Тимон (не проверено)
Аватар пользователя Тимон

Интересно читать, больше бы таких материалов . Спорить можно о нравах, обычаях, но если не получается побывать в таких местах, то хотя бы почитать про другую культуру, традиции и написано интересно

Раиса (не проверено)
Аватар пользователя Раиса

Я долго работала с мусульманками, была у них в семьях, на свадьбах, похоронах - очень много здравого, потрясающая взаимовыручка, уважение к старшим, красивые обряды и все такое.
Но так легко говорить об убийстве девочек? Лучше бы автор не писала этого

Добавить комментарий