Поиск на сайте

 

Недавно на интернет-портале Министерства финансов Ставропольского края появился проект главного финансового документа региона. Прочтение проекта вызвало противоречивые чувства: радость, огорчение, сочувствие, недоумение.
 

 

А там еще и зарплату дают?
Ранее экономические показатели нового бюджета рассматривались на заседании правительства края, где подводились предварительные итоги его формирования. Губернатор обратил внимание членов правительства, что прирост финансовых показателей в абсолютном выражении превысит 13 млрд. рублей, что составляет 31,7% к уровню 2008 года. Объем налоговых и неналоговых поступлений вырастет на 60,2%.
«Это исключает дискуссию между финансовыми структурами и субъектами бюджетного планирования по поводу качества прогнозируемых показателей и создает беспрецедентную для Ставропольского края ситуацию, когда основную долю ответственности за формирование доходов берет на себя краевая исполнительная власть», - отметил Валерий Вениаминович. Он также выделил ряд основных позиций бюджета-2009.
Так, например, на увеличение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы будет направлено более 6 млрд. рублей, что составляет 40,3% прироста расходов консолидированного бюджета края.
Действительно, прочитывая проект бюджета, буквально в самом начале (7 строка сверху) нашлись подтверждения важных слов. Так, например, увеличено денежное вознаграждение спикера ГД СК.
В следующем году оно будет ни много ни мало 3 млн. 914 тыс. 46 рублей, что в среднем составит (берем в руки калькулятор - тынц, тынц - считаем) – 326 тыс. 205 рублей в месяц. Смотрим зарплату другого работника бюджетной сферы - высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, сиречь губернатора края. О! Да тут полная несправедливость по сравнению с денежным вознаграждением спикера! Всего-то - 2 млн. 600 тыс. рублей 00 копеек. В среднем - 216 тыс. 666 рублей.
Для подтверждения слов о неуклонном росте заработной платы работников бюджетной сферы сравним аналогичные показатели в бюджете 2007 и 2008 годов.
Действительно, повышение, по утверждению Валерия Гаевского, очевидно и налицо: 2 млн. 325 тыс. рублей в 2007 году и 2 млн. 738 тысяч рублей в 2008 году - такова динамика роста денежного вознаграждения за выполнение, скажем так, положа руку на сердце, непосильных обязанностей спикера ГД СК. Материальное вознаграждение губернатора составляло в те же годы соответственно - 1 млн. 750 тыс. и 2 млн. 065 тыс. рублей в год.
 
Пришел, увидел, сократил

На заседании правительства края всеми докладчиками, имеющими прямое или косвенное отношение к формированию бюджета, отмечалось, что «...если в 2000 году уровень бедности составлял в крае 45,2%, то по итогам 2007 года он составил 18,4%. Фонд начисленной заработной платы работников в ВРП края вырастет в прогнозируемом периоде более чем на 4 процентных пункта, что наряду с намеченными мерами активной социальной политики Правительства Ставропольского края позволяет уверенно говорить о снижении доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума».
И эти слова о борьбе с той же бедностью, без всякого сомнения, тоже находят свое отражение в бюджете. Так, например, расходы на содержание и функционирование Государственной Думы увеличены с 300 млн. 489 тыс. рублей до 344 млн. 941 тыс. рублей, правительства края с 447 млн. 194 тыс. до 524 млн. 029 рублей.
При этом внимание привлекает одна закавыка, явно конфликтующая с математической и обычной логикой.
На пресс-конференции, посвященной 100 дням нахождения на должности губернатора, Валерий Гаевский поведал о том, как он хотел сократить численность чиновников в крае. «...Я пришел, поставил задачу: примерно процентов на двадцать сократить. Что вы думаете - всего на одиннадцать удалось сократить состав чиновников, - сокрушался главный бюджетник края и далее с горечью поделился с журналистами своими размышлениями: - Насколько я знаю, никому в мире еще не удалось сократить кардинально чиновничество, так получается, что оно процветает, растет... В правительстве пока вольница...»
То есть согласно простейшей логике, если произошло сокращение чиновников на 11 процентов, то расходы на их содержание должны снизиться прямо пропорционально.
Но когда читаешь проект бюджета, картина вырисовывается, мягко сказать, иная. Расходы на содержание и функционирование Белого дома увеличились на 17,18 процентов в сравнении с прошлым годом.
Впрочем, автор всегда имел по математике твердую «тройку» и посему предлагает читателям «Открытой» на досуге самостоятельно решить эту головоломку.
Хотя, с другой стороны, просто страшно представить себе, насколько выросло бы в бюджете финансирование содержания чиновничества, если бы его удалось сократить на 20 процентов, как и было первоначально задумано губернатором?!
Конечно же, Валерий Гаевский абсолютно прав, утверждая, что «так устроено чиновничество, что как его не сокращай, его становится больше. Это единственный аспект в демографии, где у нас получается все хорошо. С рождаемостью плохо, а численность чиновничества у нас растет, как, собственно, население Китая».
Бюрократия еще та проблема, и можно только посочувствовать губернатору в его нелегкой борьбе.
На месте сокращенного чиновника тут же появляются три. Но в таком случае не проще ли завинтить крантик с бюджетным финансированием, чтобы у чиновников не было физиологической тяги к репродуцированию? Не говоря уж об увеличении своего ареала и популяции, чего никоим образом не просматривается в проекте бюджета.
 
«Проект по молодежке»
Отрадно заметить заботу о молодежи и культуре работников Министерства финансов и депутатов ГД СК. Именно под их неусыпным контролем проект бюджета самым тщательным образом согласовывался в профильных комитетах Думы.
Кстати, название файла на сайте Минфина звучит не менее внушительно: «Прил. 23 по молодежке». Не молодежи, а именно так, по-простецки, - «молодежки». Чего церемониться-то?
Так, согласно проекту, в следующем году в бюджете-2009 субвенции муниципалам для выполнения ими государственных полномочий в области молодежной политики составят целых... 3 миллиона рублей.
Это примерно равно стоимости одного автомобиля представительского класса, закупленного в прошлом году для нужд Думы.
Из этой суммы Александровский район получит аж 48,6 тысяч рублей, а Арзгирский район - 31,8 тысяч рублей.
В провинции, наверное, уже ломают головы, как они потратят столь неприлично «большие» суммы. То ли салют сделают на День молодежи, то ли компьютер купят или еще чего.
А может просто надеются, что остатки молодежи и подростков «сдернут» в Ставрополь, Москву или другой мегаполис, и проблема, как лучше потратить манну небесную, отпадет сама собой.
Расходы на содержание и функционирование самого комитета запланированы в сумме 6 млн. 691 тыс. рублей. Весь же бюджет комитета составляет 56 млн. 809 тыс. рублей.
Субвенции, выделяемые из краевого Фонда компенсаций местным бюджетам, в следующем году для выполнения муниципалитетами госполномочий в области физической культуры и спорта также «нереальны» для их освоения в течение 12 месяцев.
Всего на эти цели запланировано выделить 6 млн. 592 тыс. рублей. Из них Новоселицкий район получит 117 тыс. рублей, а Степновский - 103 тысячи. Можно ли на эти деньги купить приличную спортивную экипировку хотя бы для одной местной футбольной команды? Наверняка можно, депутаты же и Минфин лучше знают. За это они и денег больше получают.
 
Культур-мультур

Ну и теперь самое время обратиться к доброму, вечному: к культуре, к книгам... Тем более, что в проекте бюджета забота о культурном досуге населения заметна.
Даже, я бы сказал, очень.
Весь бюджет краевого Министерства культуры в следующем году составит 856 млн. 211 тыс. рублей. Из них на содержание непосредственно министерства выделяется 29 млн. 414 тыс. рублей.
На комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований предусмотрено 20 мил. 965 тыс. рублей. При этом - 8 млн. 561 тысяча из этой суммы - средства федерального бюджета.
Однако не стоит судить слишком предосудительно о весомости этой строки в бюджете. Ведь, судя по всему, отрезая столь «щедрый» кусок от бюджета, думая о развитии культуры в провинции, депутаты, без всякого преувеличения, заботились как о себе, любимых.
Потому что на «информационную систему Думы края» (что есть такая система, для автора было большое открытие!) выделена почти такая же сумма - 20 млн. рублей. Теперь весь край узнает, какие у нас замечательные депутаты и как они заботятся о населении края.
Конечно, автора гложут сомнения, что финансы, предусмотренные на пополнение библиотечного книжного фонда, управлениями культуры в районах будут потрачены на приобретения книжных новинок, а не на организацию, как это было уже не раз и не два, подписки «правильных» средств массовой информации, «правильно» пишущих и о депутатах, и правительстве.
Правильно я говорю, Тамара Павловна? (Автор обращается к министру культуры края Т. П. Ивенской.)
Но, повторюсь, это только сомнения.

С нашим атаманом не приходится тужить
Существенно «выросла» поддержка Ставропольского казачества. В рамках краевой целевой программы «Государственная поддержка казачьих обществ Ставропольского края на 2009-2011 годы» комитету по делам национальностей и казачества будет выделено 5 миллионов рублей. А в прошлом году было 13 млн. 327 тыс. рублей.
Кадетский корпус, конечно, на такие деньги не откроешь, но на текущие расходы ставропольского казачества - грамоты «За возрождение казачества», новые штаны с лампасами и памятные значки, вроде «300 лет восстанию Кондратия Булавина» - вполне достаточно.
Зато возросла сумма, отписанная из краевой казны на нужды краевого казачьего центра - 16 млн. 586 тыс. рублей. Это превышает уровень 2008 года на 4 млн. 184 тыс. рублей. Чем так приглянулся казачий центр Минфину и депутатам Думы, сказать трудно.
Приведем еще одну цифру в сравнение. 12 миллионов 847 тыс. рублей составят в 2009 году все расходы на содержание центров спортивной подготовки - сборных команд. Странно?
Сравните численность детей и молодежи, занимающихся спортом, и количество служащих госучреждения, называемого обывателями в Ставрополе не иначе, как «Казачьим хуторком», по аналогии с известным расположенным рядом питейным заведением.

Выполним и перевыполним!
В бюджете (исполнитель - администрация Кавказских Минеральных Вод - особо охраняемого экологического эколого-курортного региона РФ) предусмотрены расходы на «организацию рекламно-информационного обеспечения курортно-туристического комплекса региона Кавказских Минеральных Вод» - 2 миллиона 800 тысяч рублей.
Интересно, какую рекламную кампанию можно провести с таким грандиозным бюджетом? Отпечатать буклетики? При этом из федерального бюджета в КМВ вбухиваются миллиардные суммы для «проведения Госсовета» и развития туристического комплекса.
Удивительно? Более чем? Все дело в подходах чиновников к культуре и проектам, развитие которых требует не столько финансов, сколько времени и изменения мышления чиновников.
Зато в проекте предусмотрено выделение комитету по печати, связи и информатизации 5 миллионов 570 тыс. рублей «на издание социально-значимых литературно-художественных произведений, выпуск фотоальбома «Ставрополье». Как хочешь, так и понимай - «социально-значимых». Житель края у нас не спит - ждет, когда выйдет фотоальбом, других проблем он и не ведает.
Также увеличены расходы комитета по печати «на оказание информационных услуг электронными средствами массовой информации органам государственной власти Ставропольского края» на сумму - 12 млн. 297 тыс. рублей. В целом они составят - 45 млн. 964 тыс. рублей. А вы может быть думали, что показывают по «ящику» чиновников бесплатно? За их модные и красивые галстуки? Ошибаетесь. За деньги. Наши с вами. Бюджетные.
Или вот еще в какое изумление впадаешь, когда читаешь бюджет. Государственные мужи пытаются создать инновационную, привлекательную для инвестиций экономику, не замечая феномен современного постиндустриального мира - феномен культуры. Но об этом невостребованном ресурсе развития Ставропольского края мы поговорим в следующий раз.
 
У одних суп жидковат, а у других...
На образование в следующем году власти края готовы пожертвовать 9 млрд. 942 млн. 433 тыс. рублей. Это внушительная сумма, которую можно оценить лишь в сравнении.
Например, на содержание и функционирование аппарата Минфина края выделяется 252 млн. 113 тыс. рублей. Это примерно 1/20 часть всех нужд образования... На Счетную палату Ставропольского края, точнее, аппарат палаты - 74 млн. 430 тыс. рублей.
Интересно, сколько десятков тысяч человек работает в палате? 10? 20? Или, может быть, 100? Скажем откровенно - не более 80. Потому и сумма для чиновников, обеспечивающих «прозрачность» и целевое расходование средств бюджета, такая весомая. Ни одна копейка не пролетит мимо! Все пойдет в дело.
Давайте сложим вышеприведенные цифры содержания правительства, Думы, Минфина и Счетной палаты края. 344,941,19 + 524,029,66 + 74,430,00 + 252,113,00 = 1 млрд. 205 миллионов 513 тысяч 85 рублей. В итоге это составляет 12,12 процентов всей суммы, выделенной чиновниками края на образование. И это без расходов на содержание оставшихся министерств и комитетов. Как говорится, и на том спасибо.
Счастья и процветания вам в следующем году, слуги народа!
Губернатор, отмечая «прекрасную» работу Минфина по подготовке проекта, заметил, что он подготовлен с «высокой точностью прогнозных расчетов правительства и амбициозностью поставленных задач».
«Нам с вами не будет стыдно в ближайшие три года пройти по обозначенному «прогнозному коридору», - обращаясь к членам правительства, сказал Валерий Гаевский. Одновременно он выразил пожелание, «чтобы движение происходило ближе к той черте, которая связана с оптимистичным вариантом расчетов, чтобы оптимистичный сценарий трехлетнего прогноза был в доминанте».
Губернатор «также обратил внимание членов правительства на необходимость снижения уровня бедности на Ставрополье с нынешних 18,4% до отметки 10-12 процентов к 2011 году. Он назвал эту цифру «контрольной», «тестовой» для всего правительства», - так сказано в пресс-релизе правительства.
 
Задачка для третьего класса

Не менее оптимистично прозвучало на заседании и выступление первого заместителя председателя Правительства края, министра финансов СК Владимира Шаповалова, представляющего плоды мук и вдохновений руководимого им ведомства.
С чувством особой гордости Владимир Гаврилович заметил, что прогнозный объем доходов краевого бюджета увеличится в 2009 году в сравнении с 2008 годом на 31,7%.
На мой взгляд, Шаповалов как-то «забыл» упомянуть, что инфляция в этом году, по мнению независимых аналитиков, уже в августе этого года превысила 12 процентов.
В начале осени в связи с мировым финансовым кризисом произошел еще один скачок. До конца года в России прогнозируется уровень инфляции в 14-15 процентов.
Таким образом, победные реляции Владимира Шаповалова об увеличении доходной части бюджета на одну треть, кхе... кхе... несколько некорректны.
Задачка для третьего класса: сколько останется, если от 31 процента (на столько увеличивается бюджет) вычесть 15 процентов годовой инфлянции?
Кстати, в пояснительной записке к проекту бюджета чиновники не забывают упомянуть об индексации расходов в связи с инфляцией. Почему же они этого не делают, представляя проект населению в СМИ? Смелости, что ли, не хватает?
Есть и другие избранные места выступлений чиновников Минфина при презентации своего творения, нуждающиеся в дополнительном комментарии.
 
Гордость и предубеждение
Так, согласно проекту, в 2009 году (это также было сказано не без гордости) источниками роста доходной базы стали налоги на прибыль предприятий и доходов физических лиц.
И в чем здесь заслуга чиновников?
В следующем году увеличена номинальная заработная плата работников бюджетной сферы, и, само собой разумеется, вырастут их отчисления подоходного налога.
С другой стороны, около 40 процентов наличных денег в крае, давно уже имеющем славу финансовой «прачечной», вращается в виде «черного» нала. В крае никого не удивить, что предприниматель с декларируемым доходом в 5 или 7 тысяч рублей ездит на «Хаммере» или «Порше».
Скорее всего, скажем без особых иллюзий, такая же ситуация сохранится и в следующем году. А вот увеличение доходов бюджета произойдет за счет отчислений от доходов бюджетников, которые собирать проще пареной репы.
Отметим, что в следующем году вырастет и дефицит бюджета, который составит 4 млрд. 340 млн. 257 тыс. рублей. Это 12,4 от общего объема собственных доходов бюджета. Заполнять финансовую брешь правительство намерено размещением облигаций Ставропольского края на 1,5 миллиарда рублей и кредитами у банков.
Перечень «осчастливленных» банков и проценты, под которые будут браться кредиты, не сообщаются.
А жаль...
На нужды здравоохранения в 2009 году запланировано 8 млрд. 398 млн. 341 тыс. рублей. Пусть будет хоть на 5 миллиардов больше, все равно лекарства и необходимые подношения больные и пациенты клиник все так же понесут с собой, несмотря на то, что налоги на содержание страховой медицины все платят сполна...
Прожорливое «совершенство»
Тема дефицита бюджета обоюдоострая. Для Владимира Шаповалова и Минфина, отписавшего на свои нужды щедрой дланью четверть миллиарда, это 12,4 процентов. А вот каков он для обывателя края, если внимательно вникнуть в целевые региональные программы, которые будет осваивать Минфин. (Всего Минфин края будет осваивать 6 млрд. 929 млн. 191 тысячу рублей.)
Программа «Государственная поддержка развития муниципальных образований Ставропольского края на 2009 - 2011 годы», без сомнения, дело нужное - 2 млн. рублей.
Программа с умным названием «Совершенствование управления финансово-бюджетным комплексом на основе автоматизации формирования и исполнения бюджета Ставропольского края на 2009 - 2011 годы» оценена уже в 108 млн. 771 тыс. рублей.
Что же это за программа такая прожорливая? В 2008 году на нее было потрачено 57 млн. 891 тыс., в 2007 - 56 миллионов рублей.
Чем дальше идет «совершенствование управлением», тем более «золотой» она становится!!! Особенно привлекает внимание программа тем, что автоматизацией-информатизацией и прочей «петрушкой», кажется, должно заниматься другое ведомство края - Комитет по печати, связи и информатизации Ставропольского края.
Или, может быть, Владимир Гаврилович Шаповалов считает, что у Минфина для реализации программы все схемы уже наработаны и доведены до самого, что ни на есть, совершенства? Есть проверенные поставщики?..
 
И нам за это не стыдно?!
Для сравнения со стоимостью программы «совершенствования управления», предложенной В. Шаповаловым, хочется акцентировать внимание читателей «Открытой» и на других целевых программах края.
Министерству образования края для реализации целевых программ планируется выделить 158 миллионов 207 тыс. рублей. Из них:
целевая программа «Реабилитация инвалидов в Ставропольском крае на 2007 - 2009 годы» - 346 тыс. рублей;
«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Ставропольском крае на 2007 - 2009 годы» - 409 тыс. рублей;
краевая целевая программа «Реабилитация инвалидов в Ставропольском крае на 2007 - 2009 годы», Минздрав - 2 млн. 460 тыс. рублей;
Министерство труда и соцзащиты - 9 млн. 071 тыс. рублей;
Комитет по физкультуре и спорту - 140 тыс. рублей;
Министерство культуры - 31 тыс. рублей.
И нам за это не стыдно!
 
Жить стало лучше, а выживать веселее
И теперь самое время поразмыслить о дефиците бюджета. С точки зрения чиновников Минфина и депутатов краевого парламента, дефицит бюджета составляет 12,4 процентов. Можно ли считать эту цифру окончательной?
Пожалуй, что нет. Давайте представим, как формируется бюджет региона. Муниципальные образования, министерства и ведомства, другие службы составляют бюджетные заявки. Минфин как распорядитель народной копейки рассматривает заявки и размазывает бюджетную кашку по своему усмотрению: кому по тарелке, кому в кувшин.
Ситуация прямо-таки из известной басни Крылова «О лисе и журавле». Населению преподносится «умопомрачительная» цифирь «о социально ориентированном бюджете». Только вот что получит отдельно взятый индивид, как журавль, из бюджетного кувшина? Сколько кашки он сможет склевать? Чиновники же откушивают кашку полными ложками из полных тарелок.
Пиршество народных слуг происходит на фоне нищеты ставропольской глубинки, где любому приезжему журналисту глава администрации с глазу на глаз пожалится и поплачется в жилетку, как покромсали в столице края заявку его района, жмоты этакие, чтоб им пусто было. Но этот же «плакальщик» потом бодрячком выходит в зал к народу и районному Совету и начинает разливаться соловушкой, какой благодатный бюджет получит муниципальное образование. Под его чутким руководством, разумеется. Затем все то же самое повторяется на уровне сельской или поселковой администрации. И недовольных нет!
Сказать людям правду? Да что ему, в кресле сидеть надоело?
 
Автора!
«Ряд министерств и ведомств по-прежнему сохраняет иждивенческий подход к финансам», - так философски прокомментировал проект бюджета Владимир Шаповалов. Не пытаются-де искать собственные ресурсы, просят деньги из краевой казны.
А из какой казны им денег просить тогда? Из доходов «аглицкого» короля, что ли?
Имея четверть миллиона рублей для функционирования аппарата Минфина, можно с эдакой непринужденностью смотреть на окружающий мир.
Помните, как рассуждал герой Сергея Довлатова? «Деньги - это свобода, пространство, капризы... Имея деньги, так легко переносить нищету...» Так и для руководителя Минфина, очевидно, с таким бюджетом мировой финансовый кризис затронет в меньшей степени, чем директоров предприятий реального сектора экономики.
В большей степени удивляют не столько цифры проекта бюджета, а цинизм, с какой помпой и пафосом он принимается. Удивляет то, что в крае фактически нет никакого его обсуждения.
Нет ни возмущенных, ни протестующих.
По сути это означает, что в крае политическая и общественная жизнь сведена к нулю и находится в замороженном состоянии. Это означает, что население края не надеется и не видит никакой возможности через своих «представителей» в Думе повлиять на экономическую ситуацию на территории их непосредственного проживания.
Кстати, все это происходит на фоне постоянных разглагольствований государственных мужей о «прозрачности бюджета», дабы изначально воспрепятствовать его «распиливанию» и уменьшить коррупцию в крае.
Напомним, что по результатам ВЦИОМовского опроса, проведенного по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева, наш край находится, извините за невольный каламбур, на самом краю. На «почетном» третьем месте по уровню коррупции в России.
При этом почему-то финансисты не посчитали нужным разместить на сайте министерства полную роспись документа: куда, кому, сколько - ограничились сводной таблицей ассигнований по разделам и подразделам, видам расходов и пояснительной запиской.
Разобраться в ней нелегко даже специалисту, не говоря уже об обывателе. Может быть, это такая затратная вещь - опубликовать на своем сайте полный бюджет края с полной росписью ведомственного распределения средств?
Может оно и так. Минфину же всегда денег не хватает, вот они и берегут каждую народную копеечку.
Народ безмолвствует. Деньги – капают.  

Алексей МЕДВЕДЕВ,
житель Ставрополя,
налогоплательщик

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях