Поиск на сайте

Экономика России в её нынешнем состоянии не оставляет шансов государству стать на ноги – на них тяжкими гирями висит деградирующая образовательная политика

 

Бесполезно ожидать прорыва в экономике, если в производство и в научные лаборатории будут приходить плохо образованные специалисты. Однако именно это сегодня и происходит. Уровень профессиональной подготовки выпускников вузов снижается из года в год вместе с качеством среднего и высшего образования. Какие перспективы имеет государство, которое не думает о системной фундаментальной подготовке высококлассных специалистов?
Об этом журналист «Открытой» беседует с доктором экономических наук, профессором, зам. зав. кафедрой экономической политики факультета государственного управления МГУ им. Ломоносова, ведущим научным сотрудником Института проблем рынка РАН Еленой Николаевной ВЕДУТА.

 

- Елена Николаевна, как отразился Единый государственный экзамен на уровне российских абитуриентов, в том числе и сильнейшего вуза России – МГУ имени Ломоносова?
- Катастрофически отразился. Понять истинные масштабы произошедшего можно в сравнении подходов к образовательной политике. Раньше в СССР мы готовили фундаментально мыслящих людей, способных переосмыслить любые, самые сложные проблемы и решить их.
Советская школа делала ставку на развитие диалектического мышления, то есть на понимание молодежью взаимосвязей и взаимодействий развивающихся в мире явлений и процессов.
Такая подготовка специалистов давала им серьезные преимущества перед любым выпускником зарубежной школы.
Правда, на Западе отлично готовили финансовых спекулянтов, и их уровень всегда был значительно выше, чем у нас. Но подготовка игроков в придуманной игре не имеет ничего общего с фундаментальной наукой, вскрывающей объективные законы развития.
Тестовый, схематичный ЕГЭ подменил системное обучение примитивным натаскиванием на заданные, кем-то заготовленные стандарты. Причем гарантий, что их составлял человек с высоким уровнем знаний, нет никаких.
Но средней школе приходится приспосабливаться к этому некачественному стандарту. Тем самым учеников лишают возможности приобрести системное мышление – единственное, что может дать возможность России найти выход не только из глобального кризиса, но и восстановить управление собственной страной.
То есть именно ЕГЭ препятствует качественной подготовке специалистов. Такое положение выгодно тем, кто желает превратить нас, россиян, в зомби, способных лишь исполнять кем-то поставленные команды, но не ставить серьезные государственные задачи и не решать их самостоятельно.
- Однако министр образования Фурсенко недавно озвучил намерение ввести ЕГЭ еще и в вузах…
- Это будет огромной ошибкой. России нужны системно мыслящие профессионалы. Высший пилотаж, когда человек способен не только видеть перспективу событий или явлений, но и своевременно влиять на них, задавая правильное направление движения.
За последние 20 лет уровень образования в России устойчиво падает. Это требует от нас срочно возродить фундаментальное отечественное образование, причем в первую очередь экономическое. Но именно здесь мы более всего ориентируемся на западных «учителей», обучающих наших менеджеров фактически обслуживать сырьевые запросы мирового сообщества.
Мои выпускники, работающие в ведущих западных консалтинговых структурах, отмечают, что лекции этих «учителей» не что иное, как набор примитивных примеров, и в подметки не годятся научно-методологической лекции нашего настоящего профессора или доцента.
- Потому что ученый западник тоже мыслит штампами, по шаблону?
- Представьте, да. Он привык к определенной системе стандартизации, привык «натаскивать» слушателей. Причем западные специалисты, которым, кстати, могут заплатить за неделю 60 тысяч евро за лекции, не имея системного мышления, просто делятся своим опытом, как мы это делаем, грубо говоря, на кухне. Однако поклонников такого «обучения» в России немало, и они выкладывают огромные деньги за сомнительные услуги.
Любопытно, что уже сам Запад осознал вред своего же подхода к высшему образованию! Недавно студенты Гарварда устроили забастовку против лидера экономической теории Мэнкью, автора известного учебника макроэкономики, лежащего сегодня в основе российского экономического образования.
Гарвардские студенты заявили, что не желают слушать лекции Мэнкью, потому что его теория ведет к усилению социального расслоения общества, а значит, обслуживает глобальный кризис и подводит человечество к гибели.
 Но если Гарвард выступает с забастовками против таких учебников, то Россия, наоборот, с радостью их приветствует! Труды Мэнкью распространяются в нашей стране массовыми тиражами! То есть мы, обучаясь порочной теории, добровольно отказываемся от фундаментального экономического образования, соглашаемся со статусом сырьевого придатка и с полной потерей самоидентификации!
- Образовательные новации уже успели отразиться на нашей экономике?
- Они нанесли по ней мощный удар. Если раньше советские вузы, и прежде всего Институт имени Плеханова, готовили экономистов как организаторов производства, то сегодня в России нет вуза, который всерьез готовит кадры для управления развитием реального сектора экономики. Кстати, перестройку в России делали в основном выпускники МГУ с его ориентацией на подготовку идеологов, а не практиков. При всем уважении к модным сегодня экспертам, приходится признать, что их аналитические рассуждения на основе графиков, формул и сценарных прогнозов не дают алгоритма действий руководству страны.
Доводы и выводы аналитиков далеки от возможности их практического применения для восстановления разрушенного управления экономикой и развития отечественного производства.
- Поэтому думать и принимать решения за Россию будут дяди из-за бугра…
- К сожалению, эта опасность существует, и ее истоки именно здесь, в отсутствии должной квалификации специалистов, что напрямую связано с государственной образовательной политикой. Доказательством тому сайт Минэкономразвития РФ.
Студенту, который бы написал курсовую работу на уровне этого сайта, я бы поставила «двойку». Подумайте только, ключевое министерство занимается мониторингом, анализом, уповая на иностранные инвестиции и принятие нормативных актов! Но ведь любой инвестор принимает решения, выгодные только для него!
Об эффективном распределении отечественных производственных инвестиций, обеспечивающих инновационное развитие собственного производства, нет и речи. А раздел «Стратегическое планирование» на сайте вообще не имеет никакого отношения не только к качеству жизни, но и в принципе к стратегическому планированию. План - это алгоритм действий, увязанных во времени и в пространстве, а не аморфные рассуждения.
- Стало быть, государство не осознает значения стратегического планирования в экономике?!
- Не совсем так. Недавно Совет безопасности РФ поставил вопрос о необходимости подготовки специалистов в области стратегического планирования. Но тут же возник встречный вопрос: а кто разработает этот образовательный стандарт? Те же многословные аналитики и эксперты, не понимающие, как эффективно управлять экономикой для улучшения жизни людей?
Нужны новые кадры, владеющие этим важнейшим для страны инструментарием. В противном случае стратегическое планирование можно просто заболтать, нанеся по будущему страны смертельный удар.
- А в США есть стратегическое, долгосрочное планирование?
- Да, но оно имеет иные очертания и связано с проблемами управления миром. Не только для организации цветных революций, но и для построения глобальной международной финансовой пирамиды, перераспределяющей все доходы и собственность в пользу финансового олигархизма. Для Штатов важнее построение международной валютной системы, развитие мирового рынка капитала и инструментов спекулятивной системы, позволяющей перераспределять доходы собственности в свою пользу через игры на фондовых рынках.
А вот стратегическим планированием национальной экономики США никогда не занимались! Им это не интересно. Россия же без планирования не может жить, впадает в хаос, ведущий к гибели. Причем, надо понимать, что когда мы говорим о плане, это не значит, что государство должно определять, сколько и кому гвоздей нужно выпустить. Такого не было и в Советском Союзе.
Речь о другом. Цели развития задаются конечными потребителями – государством, домашними хозяйствами и экспортерами. А экономист должен дать руководству страны алгоритм действий, который позволят планировать всю национальную экономику, а не отдельные избранные отрасли.
- А сегодня кто-нибудь считает, сколько чего произведено, выращено? Политики любят оперировать статистическими данными, но насколько им можно верить?
- Статистике доверять нельзя. Все показатели, которые ею сегодня используются, лживы изначально, поскольку содержат повторный счет. Вот, например, знаменитый внутренний валовой продукт (ВВП) рассчитывается так: я получила зарплату – статистика ее учитывает, далее я с этой зарплаты заплатила домработнице – зарплата еще раз учитывается в структуре ВВП, потом домработница заплатила в парикмахерской за прическу – зарплата учитывается третий раз…
То есть показатель ВВП в целом «грязный», относительный, к тому же не учитывающий доходы теневой экономики, которые вообще невозможно правильно посчитать. Только методом прикида на глаз. Например, доходы от проституции. Если все «ночные бабочки» одновременно выйдут на улицы – ВВП увеличится. Так и все другие показатели, используемые сегодня в статистике, являются недостоверными.
Мы можем судить только о том, что видим, что бьет по нашему карману: цены, налоги и безработица растут, нищих на улицах становится больше, качество жизни падает…
- Жутковато от мысли, что государство функционирует бессистемно.
- Если бы Минэкономразвития занималось научным стратегическим планированием, оно бы определяло приоритеты развития экономики и инвестиционную политику государства. И на сайте этого министерства звучали бы не призывы к западным бизнесменам типа «дайте инвестиции!», а был бы разработан алгоритм действий государства: в какие именно отрасли следует вкладывать деньги, сколько, когда и почему.
Надо же понимать, что если этот процесс пущен на самотек, если иностранные инвесторы сами решают, сколько и куда вкладывать денег, то именно они, а не наше правительство, будут определять, в каком направлении развиваться России. То есть мы попадаем в зависимость от интересов иностранных инвесторов, а это серьезная ошибка.
- И угроза национальной безопасности.
- Самая большая угроза безопасности страны, когда у нее отсутствует голова – научный стратегический центр, ответственный за реализацию национальной стратегии развития. Нельзя слепо доверять западному опыту, отвергая свой собственный.
Не надо забывать, что в структуре международной валютной системы, основанной на долларе, Россия, как и множество других государств, чьи валюты не попали в число «избранных», находится в ряду развивающихся стран. И они, как бы это ужасно ни звучало, в рамках созданного Америкой миропорядка обречены на катастрофы.
Объясню. США породили глобальный финансовый кризис, в котором сейчас находятся все страны. Постепенно на наших глазах этот кризис перерастает в эскалацию военных действий. И на примере событий в арабских странах мы видим агрессивные устремления США. И дело не в том, что Америка такая плохая. Дело в том, что она может выжить в глобальном кризисе только за счет других стран.
Образно говоря, США можно сравнить с волком, а Россию с зайчиком. Какая может быть между ними дружба? Какое равноправное партнерство? Волку надо есть, иначе он не сможет жить. Потому Америка и дальше будет «поедать» всех. И я уверена, что следом за революцией в Сирии будет Иран, и мы все уже понимаем, что при таком развитии событий и до нас доберутся, как бы мы себя послушно ни вели…
- Это вы к тому, что война все-таки неизбежна?!
- Она очень близка. Вот куда сейчас из Сирии и Ирана пойдут беженцы? К вам, на Ставрополье. Они будут ползти в Россию разными путями. И вся арабская дестабилизация перепрыгнет на Кавказ, где и так мир очень хрупкий.
Надо срочно браться за голову. Причем, за экономику в первую очередь. Либо мы слушаем Конгресс США (что и происходит), либо мы слушаем свою экономическую науку. И Совет безопасности должен не допустить никакой конъюнктуры в решении вопроса, кто же будет заниматься постановкой нового образовательного стандарта в стратегическом управлении политическими и экономическими процессами.
Нужен новый междисциплинарный стандарт, который даст вектор развития всем гуманитарным наукам – экономике, философии, политологии, которые сегодня просто обслуживают развитие кризиса в нашей стране!
Это серьезное заявление, но я не собираюсь скрывать ненормальную ситуацию в нашем образовании, когда лучшие вузы страны готовят талантливых физиков, математиков, биологов, программистов для Запада, а никому не нужные выпускники-гуманитарии обречены оставаться в России для обслуживания развертывания кризиса.
- Какая-то безысходная ситуация получается…
- Надо смотреть правде в глаза. Мы летим в пропасть, впереди нас – арабские страны, за нами – весь остальной мир, который не только летит вниз, но еще и нас туда подталкивает. Пока Сирия и Иран создали нам буфер, взяли удар на себя. Причем, заметьте, это именно те страны, которые экспортировали нефть. И радовались тому, какие на нее высокие цены. И вот чем закончили.
России сейчас надо суметь уцепиться за что-то и начать выкарабкиваться. С этого момента наша страна станет локомотивом и начнет следом за собой вытаскивать из провала весь остальной мир. Но для этого федеральная власть должна срочно и серьезно заняться экономикой на базе научного стратегического планирования. Только так Россия может стать самодостаточной страной, независимой от чужой экономики, чужой политики, чужой валюты.
- Какие практические шаги должны быть предприняты федеральным правительством?
- На этот вопрос односложно не ответишь. Вот смотрите, во время Второй мировой войны всю информацию о ситуации в стране держал в своих руках Госплан, он же оперативно перекидывал заводы с запада на восток. А сейчас у нас нет Госплана.
Его подменили неким аналитическим, абсолютно аморфным Минэкономразвития. Но ведь когда страна в опасности, необходима мобилизация всех ресурсов. Интеллектуальных, кадровых, финансовых. А у нас с этим совсем плохо.
В советское время, когда я читала целевые программы, всегда удивлялась, как можно готовить такие не-обоснованные документы?! Но современные целевые федеральные программы пишутся на еще более низком уровне. И это в условиях нарастающих проблем!
Да, сейчас в России не учат научному стратегическому планированию, поэтому профессиональные кадры взять неоткуда. Но выход есть – это быстрая экономическая переподготовка 35-40-летних людей с инженерным образованием. Это сильное поколение, мы его еще не потеряли, оно обучено по высоким стандартам советской школы.
Этим специалистам можно дать знания, необходимые для восстановления управления экономикой страны и ускоренного развития национального производства. Параллельно нужно начать готовить квалифицированные, системно мыслящие кадры, начиная со школы.
В последнее время я все чаще слышу на «круглых столах» тревожные голоса научной общественности, мол, сколько же мы будем рассуждать о тревожных тенденциях развития России, об индикаторах нарастающих угроз? Не пора ли заняться делом и разработать механизм, позволяющий удержать несущуюся в пропасть страну и изменить вектор ее развития?
Наконец-то ученые начинают преодолевать страх выглядеть «белыми воронами» в глазах власти и высказывают непопулярные мысли и идеи, идущие в разрез официальной политике. Ведь тот, кто выступает против всех, на самом-то деле берет на себя ответственность за всех…

 

Беседовала
Елена САРКИСОВА

 

Артем С.22 мая 2012, 22:48

Несколько дней назад закончил слушать курс Елены Николаевны. После этого решил прочитать данную статью. Да, сейчас к сожалению полно теоретиков, псевдоменеджеров, псевдоэкономистов и т.д. А людей умеющих мыслить комплексно, независимо от массы, умеющих анализировать и разбирать по полочкам ситуацию, а не "лопать" то что скармливают инфо каналы, к сожалению все меньше и меньше. Правильно написано, что нужно восстанавливать инженерский корпус с экономическим мышлением. И чем раньше тем лучше. Пока не поздно...

Святослав31 марта 2012, 15:00

Да здравствует здравый смысл! Считаю необходимо отметить следующее: Не знаю, по какой причине, но догадываюсь, Елена Николаевна не осветила зависимость экономики от политики (это очевидно). Значит, освещу я. Без кардинальной смены политико-экономического курса, чего бы то ни было добиться - не возможно. Необходимо срочно переходить с либерально-монетаристской модели управления страной на национально-патриотическую. А это возможно, только при смене нынешнего политического руководства. Кто всё ещё питает иллюзии, по поводу случайного характера протекающих в нашей стране событий, рекомендую данное видео к просмотру - http://rutube.ru/tracks/3293340.html. А поскольку все действия абсолютно осознанны и целенаправленны, они могут быть квалифицированы как - государственная измена, что неизбежно влечет за собой ответственность всех причастных к этому делу лиц. «Быдлом – проще управлять». Чему тогда удивляться в реформе образования? Приведу слова одной школьной учительницы, которые, на мой взгляд, наиболее содержательно и ярко освещают реформу образования в школе: «Раб должен быть сильным и понимать язык хозяина». Это об увеличении часов занятий в школе по физкультуре и английскому языку. Ведется беспощадный «огонь» по всем стратегическим «опорам» государства: экономика, образование и наука, вооруженные силы, медицина, социалка т.д. На это хочется и нужно ответить словами из песни «Вертолётная поддержка» В. Горского: «Нас бьют – мы крепчаем, становимся злей И назло всем врагам бьется сердце быстрей…». Люди! Не бойтесь говорить правду. Только, правда, способна нас, а с нами и весь мир вывести из глобального системного кризиса. Напоследок еще одна цитата, всем вам известная: «Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего?.. Я вот думаю, что сила в правде. У кого, правда – тот и сильней. Вот ты обманул кого-то, денег нажил, и чего, ты сильней стал? Нет – не стал! Потому, что правды за тобой нет! А тот, кого обманул, за ним, правда. Значит, он сильней». Победа будет за нами. Враг будет разбит! P.S. Это моя гражданская позиция ).

Валентин Якименко27 марта 2012, 11:28

Очень правильная , за душу берущая статья !!!! Кто бы это все воплотил в жизнь !!!

Алексей21 марта 2012, 23:35

Боже.... как же надоело... кругом сплошное враньё и лицемерие!! Уже тошнит, нет, просто выворачивает, от двойных стандартов, от этих красивых слов - "либерализма" и "демократии", обслуживающих интересы западных элит!! Ну хоть кто-нибудь во власти способен брать на себя ответственность за развитие страны??? Ну хоть у кого-то там есть цели выше, чем набитое брюхо и телевизор в сортире??? Сколько ещё нужно лет и сколько покалеченных жизней, чтоб понять - никто нам с запада не поможет?? Нам надо искать свой путь, и планирование - это лучший путь!

Зоя18 марта 2012, 22:02

Острая и правильная статья. Бьет не в бровь, а в глаз. Хватит нам, вузовским преподавателям экономической теории на всей территории СНГ, работать по искусственно слепленным учебным программам аля- Запад, хотя дело не в Западе, а в слепом подражательстве тем теоретическим изыскам, которые учитывают реалии его многолетней рыночной практики, но абсолютно не учитывают наши. Это как петь под фанеру, да еще чужую, а не излагать ИСТИНУ с ее отечественной спецификой.

Зоя Алявдина18 марта 2012, 22:01

Статья не в бровь, а в глаз. Сколько можно обучать вузовских студентов на необъятных просторах СНГ не экономике под знаком ИСТИНЫ, а экономике под знаком ФАНЕРЫ, на подобие той, под которую поют наши уже всем изрядно надоевшие эстрадные звезды? Как можно со слепым подражательством и под копирку заимствовать, например, теорию Макроэкономики у западных теоретиков-рыночников и бессмысленно переносить ее в наши учебники и образовательные программы, совершенно не заботясь об учете реалий в своей отечественной экономике, что превращает учебники в пособия по бездумному подражательству теоретических изысков из другого пока чуждого нам для практического восприятия мира с его многолетней развитой рыночной экономикой.." >> С уважением. З.Н.Алявдина

Роман17 марта 2012, 00:36

Абсолютная истина! Однако мошенники продолжают шабаш, публикуя новую ахинею в виде «Стратегии 2020» (http://www.lenta.ru/articles/2012/03/15/strategy/). Правящая элита, ау!!! Тебя продолжает водить за нос бездарность, предлагающае очередную жвачку! Следующий этап выборов будет печален, если руководство страны не откажется от демагогов и не обратит внимание на профессионалов, поскольку без конкретного результата станет нищим, растратив кредит доверия простых граждан. Зомбировать всех не получится, ментальность человеческая Мировой элите не покорилась. Она это уже поняла, потому и прилагает все усилия чипировать массы. Когда мозг слаб начинает работать сила. Правящая элита, ау!!! Ты так и будешь ИГРАТЬ в экономику по заученным правилам не твоей игры, или опираясь на собственный жизненный опыт, разгонишь мракобесов и начнешь самостоятельно ЖИТЬ используя научные знания? Конечно для этого надо трудиться, а не имитировать СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ труд — основной фактор производства, который становится уже недоступен в образовании, на производстве, в науке, в органах власти и т.д. Стало аморальным не быть упырем и не пить через бюджет кровь соседа, своих родных и близких! Пора прислушиваться к носителям научных знаний, но главное к Людям, готовым тебя спасти! Или наркотик игры так тебя захватил? Пока еще есть надежда на перемены, поскольку наша элита находится в условиях — либо ей быть, либо не быть! Елена Николаевна не зря приводит такие примеры локальных войн. Пришло время анализировать СЛОВА УЧЕНЫХ и принимать соответствующие решения. Елена Николаевна подает на блюдечке с голубой каемочкой спасательный круг! Конечно можно ухватиться за топор «высшей» школы экономики. Правящая элита выбирай!

Соловьев Алексей17 марта 2012, 00:35

Статья очень ПРАВИЛЬНАЯ! Елена Николаевна крайне верно подмечает, что необходимо иметь системное мышление, и видеть истоки и первопричины сложившихся ситуаций, как в Российской Федерации так и в мире. Обнадёживает то, что есть ещё такие люди как Е.Н.Ведута, которые готовы в открытую обсуждать и говорить о тех проблемах которые нам действительно необходимо решать. Особенно приятно что такие преподаватели обучает людей в ведущих ВУЗах страны, значит ещё не всё потеряно...

Алексеева Мария16 марта 2012, 12:00

Честно говоря становится страшно! Страшно не потому, что Россия со времен проигранной холодной войны тащится позади многих стран (это наша-то страна с ее многочисленными ресурсами и еще не вымершими патриотами-идеалистами!), страшно не за перспективы мирового развития, а страшно потому, что паникует только наша интеллектуальная элита - профессура и уважающие себя и сограждан средства массовой информации, организующие обсуждение этих проблем. Люди, богато одаренные властью, видимо, так же богато одарены жаждой внешних атрибутов успешности, так радостно нам пожалованных с барского плеча в начале 90-х западом. У кого осталась совесть??? Это к утверждению Елены Николаевны о том, что наше образование провалено. Образование - это обучение и воспитание: знания и совесть. Из-за отсутствия первого у нас и второго нет. Умом Россию не понять... Но это явно не тот случай, когда стоит посмаковать нестандартность собственного менталитета.

Сергей14 марта 2012, 12:57

Елена Ведута ПРАВА! Имея 30летний опыт и стаж по первому инженерному образованию и получив второе высшее экономическое всё равно не востребован потому что мне уже 50. Зато в правительстве края всё больше и больше министров без опыта, которые не понятно к чему ведут.

Андрей14 марта 2012, 12:56

Переквалифицировать профессионала не проблема!!! Профессионалов осталось мало! Кто уехал за бугор...деньги же наши там...а им что нельзя.Те кто остался здесь частично "переквалифицировались"...приобрели магазинчики,места на рынках и прочие "теплые" места "заняли". Возвращаться в нищету...наврядли согласятся! Ради кого и чего! Бесчисленные "круглые" столы...от них изжога! Тема очень серьезная! Эта команда не решит проблему! Им лишняя суета не нужна,да и "выхлоп" не ощутим! Страна поднимется? Это ни к нам! Нам надо туризм развивать,там бабла не мерино отпускают,Олимпиада на носу,к чемпионату Мира надо готовиться! Ну вообщем надо собрать КРУГЛЫЙ стол...и "ДУМАТЬ"!

Багрий Елена14 марта 2012, 12:56

Уважаемый редактор Открытой газеты! Я инженер-экономист, закончившая Челябинский политех в 1976 году. Большое Вам спасибо за статью и прекрасное интервью СПЕЦИАЛИСТА, которых мы скоро будем заносить в Красную книгу. Мы все граждане своей Страны и если мы не будем поднимать вопросы образования, культуры (взаимосвязанные понятия, которые не могут существовать друг без друга), экономики и ее развития, то наше будушее весьма печально. Давайте хотя бы начнем говорить об этом. Может быть нас хотя бы услышат. В силу своей профессии я работаю с людьми, от которых зависит , жизнеобеспечение города. Это в основном молодые специалисты, получившие образование 3-10 лет назад. Когда я пытаюсь донести до них экономическую целесообразность и жизненную необходимость принятия того или ниного решения, зависящего от них, я понимаю, что мои доводы отскакивают в силу их необразованности (на на что положить). В результате страдает потребитель, особенно малообеспеченные слои населения. От непринятия своевременных решений как снежный ком нарастают проблемы и последсвия непредсказуемы -хаос. Законы экономики, в отличае от основных законов физики, растянуты во времени. Результат неправильных решений наступает не мгновенно, поэтому виновники такого результата остаются ненакозанными, их просто уже нет на данном месте. Пока нами будут управлять необразованные "ВРЕМЕНЩИКИ" мы будем лететь в пропасть и не спасемся!

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях